Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

Понтий Пилат

Кто он — Понтий Пилат? Палач или жертва?..


Понтий Пилат подписал смертный приговор Иисусу. Несчастное лицо Пилата взирает на нас со страниц всех четырех Евангелий. За свое нарушение римской законности, за трусливый компромисс со своей совестью и жестокое решение распять Божьего Сына, подвергнув Его открытому поношению, Пилат заклеймен как слабовольный и трусливый человек. Сейчас нам некоторые властители говорят, что «власть должна быть жесткой». Но я как старый священник не согласен с такими подходами. Любая власть должна иметь свой закон, по которому она должна действовать. Жесткость должна быть лишь к выполнению закона, но не к людям. История нам говорит: когда начинают цари на свой лад раскраивать все, что им не надлежит делать, все оборачивается против властей и народа.
Пилат сидит на скамье подсудимых на судебном процессе истории, навсегда опозоренный и обезчещенный за то, что сделал с Иисусом. А что же он конкретно совершил? Он отказал Христу в честном и справедливом суде — в том, на что имеет право каждый человек, и, конечно, на что имел право Богочеловек Христос.
«Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» — воззвал к народу Пилат (см. Мф. 27:22). А ведь он был хорошо ознакомлен со всеми фактами относительно Иисуса. Как римский правитель он хорошо знал каждый шаг Иисуса, Его учение и чудеса. Известие об этом облетело всю землю. Нам говорят: Пилат знал, что первосвященники «предали Его из зависти» (Мф. 27:18).
Пилат не только был хорошо ознакомлен со всеми фактами, но имел возможность провести и личное, непосредственное расследование обвинений против Христа. Обратите внимание на то, что он не имел к этому ни малейшего желания. Он по существу предпочел бы совсем не заниматься этим, но его принудили определенные обстоятельства. Ему пришлось провести расследование и под давлением обстоятельств он был вынужден принять решение, что делать с Иисусом.
Жизнь Пилата не могла дальше идти таким чередом, как это было до его встречи с Иисусом. Он достиг водораздела, критического положения, решающего часа своей жизни. Что бы ни случилось, но Пилат вынужден был встретиться лицом к лицу с Иисусом. Мы читаем: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7). И как дальше мы понимаем, Пилат даже оробел от встречи с Иисусом: «Пилат, услышав это слово, больше убоялся» (ст. 8).
Он убоялся заявлений и слов Христа, Его личности, того кризисного положения, которое вызвал в его жизни Иисус Назарянин.
История повествует о том, что Пилат был грубым, безтактным и очень упрямым человеком. Он предпочитал поступать по-своему, невзирая на чувства других людей. Представ перед Святым, Милосердным, Любезным, Величественным и Безгрешным Божьим Сыном, он представлял собой жалкое зрелище. Это же наблюдается и в отношении нас! Неправда, скажете вы, а я говорю — правда! Мы веру заменяем на денежки. Неважно каким способом, лишь бы нам было выгодно, — а Бог далеко от таких…
Он устремил свой взор на Иисуса. Пред ним стоял Человек, Который выглядел старше Своих лет, на лице Которого были следы перенесенных Им пыток и побоев. Он был подвергнут допросу храмовой стражи, избит, истязаем и терзаем людьми. Пилат считал, что этот Человек был слаб и безсилен. «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя?..» — задал он вопрос Христу. И просчитался. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», — последовал кроткий ответ (см. Ин. 19:10-11). Несмотря на внешний вид и обстоятельства, вся власть удивительным образом была сосредоточена в руках Иисуса.
Это довольно типичное заблуждение, возможно, и вы впадали в него. Вы представляли себе на страницах истории Иисуса как некую бледную, анемичную, нереальную личность, не имеющую никакого отношения к современной жизни. Но не обманывайтесь! Этот Человек является Божьим Сыном. Он — Бог над всеми, благословенный во веки веков. И Ему надлежит произнести последнее слово, а не вам.
Вскоре неуклюжие старания Пилата устрашить Иисуса своей властью сошли на нет: они оказались безуспешны. Он снова и снова оказывается перед центральным вопросом: он должен либо короновать этого Человека, либо распять Его. Это основной вопрос, перед которым стоит каждый человек. Перед ним стоите и вы.
Возможно, Пилат страшился вторжения Иисуса в свою личную жизнь. Пилат был женатым человеком. Его жена, Клавдия Прокула, имела царственное происхождение: она была дочерью Тиберия и внучкой Цезаря Августа. Рассматривая дело Иисуса, Пилат получил срочную записку от жены: «Будь осторожен, — предупреждала она, — о Пилат, берегись! Этот Человек — праведник». Она много пострадала во сне за Него и очень боялась, что ее муж может сделать ошибку в своем решении относительно участи Христа. Итак, Пилат обнаружил, что независимо от своей воли, его личная жизнь соприкоснулась с Иисусовой.
Больше всего Пилат страшился, что от того, как он поступит с Иисусом, будет зависеть его дальнейшее пребывание на политическом посту и его положение в обществе. Разъяренный крик толпы недвусмысленно свидетельствовал об этом.
«Если отпустишь этого человека, — кричала толпа, — ты не друг кесарю». Кого избрать: Иисуса Христа или Тиберия Цезаря? Вся его карьера была на чаше весов. Если он изберет Иисуса, то, возможно, ему придется считаться с ненавистью подозрительного старого тирана в Риме. Пилат, по существу, не желал отвергать заявлений Христа, но в то же самое время не хотел их и принимать. Но ведь проку с Него для Пилата не будет, а от фарисеев кое-что перепадает: то к Пасхе, то к Пятидесятнице, то к новому году, когда соберут новый урожай: разве можно от этого отказываться! Не так ли у вас?
Пилат пытался снять с себя ответственность за принятие решения. Он отослал Иисуса к Ироду, узнав, что Иисус родом из Галилеи. «В конце концов, меня это не касается, — размышлял он, — пусть этим занимается Ирод». Но этот номер не прошел. Конечно, Ироду пришлось столкнуться с этим вопросом. Это ожидает каждого человека! Но вскоре Иисус был снова приведен к Пилату. Пилат со злостью обратился к иудеям: «У вас свой закон, — сказал он евреям. — Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его». Другими словами: «Иск отклонен».
Пилат пытался увести вопрос в сторону. Сначала он призвал Варавву, известного преступника, и поставил народ перед выбором. «Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса?» Он надеялся, что толпа придет к нему на помощь. Но мир избрал Варавву, что делает всегда. Пилату самому пришлось принимать решение.
Затем он сказал: «Наказав Его, отпущу». Наказав Его! — он надеялся, что подобное решение удовлетворит желание толпы. Отпущу! — но мир не был удовлетворен этим наказанием, и здесь Пилат потерпел неудачу. Мир неистово жаждал смерти Христа. И не только жаждал, но и кричал на весь город: «Распни, распни Его». И Пилат только сумел устраниться от этого дела. Он приказал принести ему сосуд с водой и умыл руки. «Я умываю руки от всего этого дела, — произнес он. — Берите Его вы и распинайте. Меня это не касается». Он прошел через этот ритуал, чтобы успокоить свою совесть, и затем распял Божьего Сына. Но какой ритуал или какое действие на земле может омыть кровь Христа с рук человека, который отказался от Христа?
«Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» И Пилату предстояло принять окончательное решение, сделав свой выбор. Он его не мог больше откладывать. Он должен решить. Ему не уйти от данного вопроса. Он отвратился от Христа, отмежевавшись от Него, и предал Его на крестную смерть.
Это был ужасный выбор. Через семь лет после этого события тот же самый Пилат лишился всех своих должностей и привилегий от руки того Цезаря, которому он старался угодить. Его отослали в отдаленную и позорную ссылку. «Ты не друг кесарю», — вопила толпа. Это было действительно так! После всего он не был ничьим другом. История покрыла позором его имя.

Протоиерей Виктор Гранкин, г. Льгов Курской области

21.04.2000
Дата: 21 апреля 2000
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru