Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

Жить вечно!

Проповедь в Лазареву Субботу.

Проповедь в Лазареву Субботу.

Возлюбленные братья и сестры! Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, состоящее из Лазаря и двух сестер — Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас вот Он идет к ним в Вифанию. Но обычно тихая Вифания, в которой Он хоть немного «имел где преклонить главу», погрузилась в скорбь и сетование. Сестры встречают Учителя и в безотрадном горе повергаются к Его ногам. С горечью, со слезами они говорят Спасителю: «Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы».
Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где ждут Его крест и смерть. Он идет на страдания, и еще сильнее прежнего благотворит…
«Прежде Твоея страсти… из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Творит чудо непостижимое, невероятное, никем не ожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как «совершенно невозможном»: что осталось от «четверодневного мертвеца, который уже смердит». А Христос просто и властно повелевает, и мертвец выходит живым на глазах у всех.
Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? Ради одной ли дружбы? Ради ли слез печальных сестер умершего? — Нет! «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». Чтобы уверить нас в неложности нашего будущего воскресения и вечной жизни. Чтобы явить еще раз, последний перед страданиями, но самым поразительным чудом, Свою Божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества.
Что может быть выше радости этих слов: «Аз есмь воскресение и жизнь, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет».
Все мы, каждый из нас, оживем, будем жить вечно и никогда не исчезнем, не уничтожимся. Это не пустые утешения, не далекие обещания, это — великая реальная действительность.
— Знаю, — печально говорит Марфа, — что воскреснет брат мой в последний день.
Но каким далеким, сомнительным кажется ей это воскресение… Нет, оно недалеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. «Аз есмь воскресение и жизнь»… И кто крепко любит Господа Христа, кто верует Его словам, кто доверил Ему свою жизнь и всю надежду, все радости и скорби полагает в Сладчайшем Иисусе, тот будет вечно жить и никогда не разлучится от Своего Господа-Спасителя.
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).
Господь всегда жив, всегда силен, и мы, по милости Божией, имеем безконечное счастье и блаженство соединиться с Ним в Святых Тайнах Христовых, вкушать от этого безсмертного источника, обновляться душой, изменяться и, еще находясь на земле, имеем залог вечной жизни на небе.
— Но как это возможно? — возразят некоторые. Как может быть, чтобы разложившееся тело на свои элементы, совсем уничтожившееся, вновь ожило, да еще в более совершенной форме существования? И многие так говорят и основательно отвергают, смеются даже над самой мыслью о воскресении и вечной жизни.
«Безрассудный! — отвечает таким святой Апостол Павел. — То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет». Посмотри на земледельца. Он кидает в землю зерна, будто губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погибнет безследно. Так и при воскресении мертвых: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 36, 44).
Восстанем все в новом виде, в каком являлся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.
Учитель церкви Тертуллиан говорит: «Возведи очи свои на догорающий закат, — угаснет день, тьма побеждает свет, все тонет во мраке: красота цветов, дивные здания, сады, вся природа погружается в безцветную, непроницаемую тьму. Неужели это навсегда, неужели тьма воцарилась на земле… Но нет. Тихая заря снова разливается по горизонту, лучи солнца падают на сияющую землю, и кругом снова видна красота, свет, ясный день и жизнь. День, который кажется особенно ярким, особенно ослепительным после пережитой ночи. День, который надеемся мы увидеть, безконечный, невечерний день Царствия Небесного».
Возлюбленные братья и сестры! Как мы счастливы, что нам светит впереди эта надежда вечного света и блаженства! Что она прогоняет от нас всякое уныние, всякое безнадежие, всякую печаль и страх. И как жаль людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончится без следа и исчезнет.
Рассказывается, как умирал один язычник. Он долго и в довольствии жил. Но вот наступил конец, и его охватила глубокая печаль. Все оказалось пусто и ничтожно: его жизнь, его дела, его стремления и планы, он все покидал навсегда, все оставлял на земле, а за гробом для него надежды не было.
— Зачем вообще зажглась во мне жизнь, — сетовал он, — если она так быстро должна погаснуть? Зачем мое сердце наполнилось чувством?.. Теперь мне остается только горечь разлуки и сомнения. Зачем я столько трудился, искал и добивался чего-то, зачем я полюбил дорогих мне людей, зачем много достиг в жизни, зачем? Теперь это все не нужно. Я более не увижу дорогие мне лица, я не возьму с собой ничего из ценностей, а сам весь истлею безвозвратно…
Увы, он был прав. Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от Источника жизни вечной — Бога?! И для тех, кто живет со Христом еще на земле, для них «смерть — приобретение», по слову Апостола (Фил. 4, 21). Те, кто в простоте сердца веруют словам Спасителя, те смотрят на смерть совсем иначе.
Вот святой юноша Феодор Анкирский. В тяжелых мучениях умирал он за веру. Его окружили родные, близкие, плакали и говорили, жалея его: «Отрекись от Христа. Зачем упорствовать, зачем так безрассудно терять молодую жизнь, лишать себя всех наслаждений этого мира? Зачем такая жертва, такое безумие…» А он, среди мук, сияя от счастья близости вечной жизни, говорил им: «Нет, ни за что. Я благодарю Господа моего, что Он меня удостоил пострадать за Него. Он меня призывает к Себе и принимает в вечные чертоги славы Своей. Я ничего не жалею на земле. Ничто земное не может сравниться с красотою, чистотою небесной жизни и вечного блаженства…» Говоря так, он с радостию преклонил свою честную главу под меч и получил от Господа неувядаемый венец мученичества.
Так умирали мученики, так должны поступать и мы, освещая свою жизнь небесной надеждой, окрыляясь ею.
Святой Апостол Павел говорит: «…нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас» (Римл. 8, 18). А ведь святой Апостол сам много страдал, много нес трудов, много терпел лишений, злостраданий и опасностей, и говорит, что все это ничто в сравнении с вечной славой.
Не горюйте, возлюбленные братья и сестры, если в этой краткой земной жизни злострадания и скорби обрушиваются на нас, если нас не понимают, осуждают, унижают, порицают, считают гордыми, упорными, если ваши руки и сердце чисты, а вас подозревают в лукавстве и сочиняют всякие нелепости. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет, как сон, как ночь темная. Для новой жизни Господь поднимет нас из земного праха, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения.
И еще хочется сказать вот о чем. Господь у гроба Лазаря плакал. О чем плакал Господь? О Лазаре ли? О печали ли его близких? Он плакал от жалости ко всему человечеству, находящемуся под тиранией смерти. Он плакал об ожесточении людей, которые не прониклись верою и горячей благодарностию ко Христу, видя такое свидетельство Его Божественной силы. Он плакал и о нашем ожесточении, дорогие мои, потому что доныне мы живем в сомнении и нерадении, которые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.
Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам, и тогда по вере нашей Он воскресит нас по смерти к иной — вечной — жизни, и, как у гроба Лазаря, скажет нам:”Душе, гряди из гроба вон для вечной жизни”. Аминь.

На снимке: икона "Воскрешение Лазаря".

Протоиерей Михаил Фролов
клирик Петропавловской церкви г. Самара.
08.04.2005
Дата: 8 апреля 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru