Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

Пир веры

Проповедь священника Владимира Балашова.


Спасение человека заключается в восстановлении утраченного Богообщения, то есть связи человека и Бога. Душа должна жаждать Богообщения, как говорил об этом пророк Давид: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 2). Но подлинное Богообщение возможно прежде всего в Богослужении.
Богослужение известно человеку с самой ранней древности. В Библии с самых первых страниц повествуется нам о первом Богослужении — принесении жертвы Каином и Авелем. С первых минут после изгнания из Рая душа человека наполнилась тоской по Богу, и человек с первых минут начал пытаться восстановить этот разрыв. Многие тысячелетия человечество жаждало восстановления этого разрыва, об этом повествует нам весь Ветхий Завет, в котором описаны история еврейского народа и пророчества о пришествии Христа, который соединит пропасть между Богом и человеком. И этот благословенный день наступил. Пришествие Христа проложило черту в истории, и теперь все человечество мерит историю до Христа и после Христа.
Ветхозаветное прообразное Богослужение выросло в реальное действо, в котором человек реально соединяется с Богом на Литургии в таинстве Святой Евхаристии. В этом выражается вся наша вера. Мы верим, что Литургия есть действительно Царствие Небесное, пришедшее в силе, а не благочестивое «театральное» действо.
Религия — это связь с Богом. У каждого человека связь с Богом индивидуальна. Она строится на определенных принципах. Одни люди выстраивают свои отношения с Богом на «деловых» условиях. Они пытаются «выкупить» у Бога благословение, удачу, здоровье за определенное религиозное действо — например, поставить свечу, покреститься и прочитать молитву, освятить дом, коровник, машину, заказать молебен, обедню. Все это дела очень добрые и благочестивые, но нельзя их абсолютизировать, считая, что этого достаточно для «правильных» отношений с Богом. Царствие Небесное у Христиан с подобным религиозным мировоззрением всегда предполагается где-то за порогом смерти, и им очень сложно понять, что оно находится внутри нас, что Литургия — это и есть видимое выражение этого Царствия, когда мы все, Христиане, собираемся вместе, вокруг Чаши Христовой, для благодарения и соединения в любви к Богу и друг с другом в таинстве Святой Евхаристии. Когда мы вкушаем все вместе Пречистое Тело и Кровь Христову, мы становимся братьями и сестрами во Христе, мы соединяемся с нашим Небесным Отцом и друг с другом. В нас во всех течет Кровь Христа, и мы единокровные братья. Нас соединяет Крестная Любовь Христова. И мы пребываем в Любви. Это и есть Царствие Небесное. Это, может быть, самый сложный момент в нашей религии. Без осознания этого вся наша вера сведется к бытовому обрядоверию наподобие язычества. Искушение «язычеством Православного обряда» очень велико.
Мы часто забываем, что во все времена стать Христианином означало проявление великого мужества, потому что в основе этого пути всегда лежит отвержение себя. Самое главное препятствие на пути Христианской жизни — это эгоцентризм и самолюбие. Если мы будем анализировать причину нашего духовного упадка, то обязательно придем к тому, что причиной всего является наша НЕЛЮБОВЬ. Всякий Христианин, не желающий преодолевать свой эгоизм, в конечном итоге подчиняет свое религиозное мировоззрение своим личным целям. В этом и выражается НЕЛЮБОВЬ. Потому что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО (выделено мной — о. В.Б.), не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8).
Всякий не желающий отвергнуться себя есть идолопоклонник. Он поклоняется собственному «я». Это его идол, и такого человека с полным правом можно назвать язычником, хотя он может быть и крещеный, и носит крестик, и даже иногда ходит в храм. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7, 21-24). Камень — это Христос, а дом — религиозное мировоззрение, на котором выстраивается жизнь Христианина. Воля Отца в том, чтобы мы не были чужды Любви и имели в себе Любовь к Богу и ближнему. Всякий, кто не изгнал из своего сердца эгоцентризм, кто не отвергнулся себя, никогда не поймет Христианства и смысла спасения. Такие люди всегда будут представлять Церковь как дом с куполами, где свечки ставят перед иконами, а спасение — это наследие райской частной собственности за те лишения и ограничения, которые он претерпел, неся нелегкий крест христианского обряда. А смысл Христианства в представлении таких людей всегда останется в соблюдении различных ритуалов и обрядов. И это большая трагедия многих и многих.
Теперь рабы и убогие, которых некогда Господь собрал за Своей Трапезой на Брачном пиру, когда отверг сынов царствия, тоже стали «цивилизованными», у многих появились различные заботы: кто-то развел большой огород, кто-то женился, кто-то купил машину — и никак уже не дозовется Господь никого на Свой пир веры, который происходит каждый день на Божественной литургии. Да многие и не могут никак понять, что Литургия — это действительно пир, а не всего лишь прообразовательно-назидательная благочестивая постановка, участие в которой занятому человеку необязательно. От этого вновь мир погружается во тьму язычества и День Господнего Суда над миром становится день ото дня все ближе и ближе.

Иерей Владимир Балашов
настоятель Свято-Троицкой церкви с. Елховка Самарской области
29.09.2006
Дата: 29 сентября 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru