‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мы можем видеть Лик Христа…

Ученый рассказывает о тайнах Туринской плащеницы.


Доктор физико-математических наук профессор Самарского аэрокосмического университета и преподаватель Самарской Духовной семинарии Геннадий Анатольевич Калябин известен помимо своих математических изысканий еще и глубоким изучением вопросов соотношения современной научной картины мира и того, как изображена она в Священном Писании. В очередной радиопередаче «Православный благовест», подготовленной редакцией нашей газеты на радио "Голос Самары", ведущий Андрей Болдырев в прямом эфире беседовал с Геннадием Анатольевичем об одной из величайших Христианских святынь — Туринской плащанице. Мы публикуем в сокращении запись этой радиопередачи.
— Плащаница находится в Турине, небольшом городке в Северной Италии, уже около пятисот лет. Прежде полтора века она была во Франции, куда ее привез один из крестоносцев, которые разграбили Константинополь в 1204 году. До того как эта святыня попала в Константинополь, несколько веков она хранилась в Эдессе, одном из первых Христианских городов. А в Эдессу ее принесли ученики Христа. Она была так почитаема в Иерусалиме именно в силу того, что эта плащаница и есть те самые пелены, в которых был погребен и воскрес наш Спаситель Господь Иисус Христос. Иосиф Аримафейский по иудейскому обычаю положил в усыпальницу полотнище, на него положили тело Христа, сверху накрыли второй частью полотнища. И после Воскресения Христова Апостол Иоанн, глядя на эти пелены лежащие и платок, лежащий отдельно, уверовал в то, что Христос действительно воскрес (см. Ин. 20; 6,7).
— Что же в них было такого, что Апостол Иоанн уверовал в Воскресение?
— Видимо, он увидел некий отпечаток на этой плащанице. Проявившееся некоторым таинственным образом изображение нерукотворного характера.  Полотно само по себе уже достаточно пожелтело  от времени, а на нем более темными желтыми пятнышками проявляется изображение. За прошедшие две тысячи лет плащаница часто попадала в пожары, в разные бедствия. На ней осталось много за-грязнений, закопченных пятен от пожаров. Изображение очень слабое, и почти до конца XIX века у католиков особого поклонения этой плащанице не было. Было предание о том, что она привезена из Константинополя и что это та самая плащаница, но поскольку изображение видно плохо, им не особенно интересовались. Паломничества к этой реликвии не было.
— Сейчас  изображение лучше видно?
— Нет, но в конце XIX века плащаницу  впервые сфотографировали. И итальянский фотограф  на пленке при проявлении увидел четкое изображение лица. Такое, как мы видим на иконах Иисуса Христа. Все очень отчетливо видно именно на пленке, в негативном изображении. В негативе виден позитив! Никакой художник так нарисовать не может!
Плащаница изображена  на некоторых очень древних иконах. Некоторые даже называют плащаницу пятым Евангелием! Применяя научные методики, на ней можно разглядеть все подробно. На лике видны очень отчетливо раны от тернового венца, от побоев, видно, что нос был разбит. На отпечатке спины видны раны от бичевания, на ребрах — след прободения копьем. Кроме того, на ней есть еще пятна крови.
— А как было доказано, что это именно та плащаница, в которую Христос был обвит?
— В 30-х годах XX века было произведено более полное фотографирование всех ее участков. И начиная с 60-х годов проводятся уже систематические научные исследования. И первым делом была исследована ее ткань. Это льняное полотно было создано на ткацком станке очень устаревшей конструкции, которая уже более тысячи лет не применяется в Европе. То есть это очень древняя ткань. В другом исследовании с поверхности плащаницы была собрана пыль, и ученые увидели, что в  пыли содержится пыльца различных растений — итальянских, французских, окрестностей Константинополя, где она долго находилась, и  таких засухоустойчивых растений, редких, которые в Европе не произрастают, а растут в окрестностях Иерусалима. 
— Каким исследованиям подвергалась плащаница?
— В 1988 году было проведено радиоуглеродное датирование. Были отрезаны маленькие, примерно по одному квадратному сантиметру, кусочки от плащаницы, и три группы ученых в Швейцарии, Англии и Соединенных Штатах  провели датировку по этому достаточно надежному методу. Но результат оказался неожиданным: по заключению специалистов, время жизни растений, из которых сделана плащаница, — 1260-1395 год. Возраст плащаницы оказался гораздо меньше, чем ожидалось. Атеисты злорадствовали: «Плащаница не настоящая!» Некоторые католики и вообще западные верующие были очень огорчены. Хотя ведь само изображение до сих пор не объяснено никак. Был некоторый период замешательства. Но затем были найдены, в том числе и нашими учеными, многие причины, объясняющие, почему произошел такой сдвиг в датировке.  Дело в том, что сам  образец — три маленьких кусочка по 50 миллиграммов, — чтобы не затрагивать основной кусок, был отрезан с краешка. Плащаница обшита по краям, как сейчас обшивают скатерти. Возможно, ткань для тесьмы  действительно была сделана в Средние века. Во-вторых, плащаница много раз попадала в пожары, один, самый большой из документально подтвержденных, был в 1532 году. И последний пожар, когда Туринская плащаница едва не была полностью утрачена, произошел  недавно, в 1997 году. Итальянский пожарный, рискуя жизнью, вынес плащаницу из огня,   она чудом была спасена. Сам собор сгорел. И вот  углерод, который попадал на ткань во время пожаров, или  когда ее очищали с помощью растительных средств, — это все добавляет радиоактивного углерода и тем самым сдвигает наблюдаемый возраст в сторону его снижения.
Есть и другие версии, объясняющие неверность датировки. В частности, наш профессор и тайный священник Глеб Коледа  как специалист-физик одним объяснением решил сразу две загадки — откуда взялось само изображение и почему определяется слишком короткий возраст. При Воскресении было большое свечение — нетварный, особый свет. На это указывается и в Евангелии. Вот это свечение создало отпечаток на плащанице и одновременно вызвало изменение радиоактивного состава ткани. Поэтому она кажется более молодой.
Есть и другие способы датировки, они еще не применены. Но те, которые используются археологами: структура ткани, исследования пыльцы растений — очень достоверны, и они однозначно указывают на очень древний возраст. И мы имеем все основания считать эту плащаницу подлинной.
— Получается, что мы можем видеть Лик Христа?
— Да, действительно! И этот Лик такой же, как на иконах. На самых старых иконах изображение Лика Спасителя имеет весьма существенные различия. Иная форма бороды, черты лица… Иконописцы фактически писали иконы с чьих-то слов, из преданий, а с какого-то момента, когда Плащаница появилась в Константинополе, все изображения стали  однотипными, словно написаны с фотографии. На самом деле эта фотография была оставлена на плащанице. Иногда даже сопоставляют Туринскую плащаницу с Нерукотворным Спасом.   Некоторые священнослужители считают, что Туринская плащаница и есть тот самый Нерукотворный Образ. Но это одно из мнений. Во всяком случае, на плащанице видны раны от тернового венца, на руках — от гвоздей, гвозди были вбиты не в ладонь, как иногда рисуют на иконах, а прямо в запястье, где кости. Иначе бы тело просто упало с креста. Видны и раны на ногах. Следы бичей: у римлян на конце ременных бичей были прикреплены свинцовые шарики или полоски, которые впивались в плоть истязуемого страдальца. И отпечатки этих ран сами по себе тоже свидетельствуют о древности. Потому что бичи с такими наконечниками уже давно не употреблялись.
В Эдессе, на границе Турции и Сирии,   плащаница около ста пятидесяти лет лежала замурованная, было опасение, что персы нападут.  Над городскими воротами сделали выемку, и в ней в сложенном виде хранилась плащаница. Город хотя и был захвачен персами, но святыня не пострадала. Известен платок Вероники, на котором сохранились пятна крови Христа — и кровь той же группы, что и кровь с Туринской плащаницы, четвертой. Возможно, где-то есть и еще другие изображения, о которых мы не знали. Но Туринская плащаница сохранилась до наших дней.

09.12.2005
1103
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru