Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Чудеса Божии

Чудо Святителя Николая

В храме самарского села Сухая Вязовка на иконе проявилось изображение Святителя Николая.

На иконе Святителя Николая из Сухой Вязовки начал проявляться еще один образ.
В храме самарского села Сухая Вязовка на иконе проявилось изображение Святителя Николая.

В Сухую Вязовку нас позвали. Раздался телефонный звонок в редакции, и женщина с приятным голосом, представившаяся Наталией, поспешила поделиться новостью о том, что у них в храме «проявилась икона». Сначала я подумала, что старинная храмовая икона обновилась, из темной став яркой, со свежими красками. Но я и не догадывалась, что с иконой Святителя Николая из Сухой Вязовки произошло нечто совершенно особенное…
…Храм из красного кирпича с ярко-синими куполами заметен издалека. Еще не успеешь подъехать к Сухой Вязовке, а глаз уже выхватывает синие луковички с крестами, оттеняющие по-осеннему серое степное пространство. Сельская церковь во имя святого Великомученика Димитрия Солунского была построена давно, 225 лет назад, когда строили храмы на самой высокой, самой видной точке в поселении. Через сто сорок лет после открытия, в 1925 году, церковь была закрыта. В советские годы здесь был склад зерна. Когда времена стали меняться и людям открыли доступ к храмам, зерно отсюда убрали. А в мае 1991 года правящий тогда Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий (ныне Митрополит Псковский и Великолукский) даровал вновь открытому храму антиминс и отслужил первую после долгих лет запустения Божественную литургию. Настоятелем, безсменным за все эти годы, был назначен иерей (ныне протоиерей) Роман Ганусевич.
И тогда, почти двадцать лет назад, по просьбе отца Романа, местные жители начали приносить иконы, сохраненные в советские годы от осквернения. Большая храмовая икона Святителя Николая, написанная в полный рост, появилась в церкви святого Димитрия Солунского тоже тогда. Кто ее принес, кто сохранил — теперь никто уже и не вспомнит. Икону поместили в правом приделе, у солеи. Поначалу икона была очень темной, так что лик Святителя угадывался в ней с трудом. Со временем икона начала светлеть, а краски стали ярче. А теперь на ней начало появляться еще одно изображение…
По приезде нас радушно встретила прихожанка храма во имя святого Димитрия Солунского Наталья Устинова. Это она первой заметила изменения, начавшие происходить с иконой.
— 25 июля, на Литургии, — рассказывает Наталья, — я следила за подсвечником у иконы Святителя Николая. И заметила, что на иконе что-то появилось. На нашей иконе Святитель изображен благословляющим, с Евангелием в левой руке. А за ним стал проявляться другой образ. Слева от Николая Чудотворца отчетливо видна рука, держащая храм, справа, чуть менее отчетливо, рука с мечом. Немного ниже — одеяние. Бледно, без красок, в серо-голубом цвете. Обратила внимание батюшки Романа на это. Мы долго с ним разглядывали, но так и не смогли понять, что это. Отец Роман предположил, что это тоже может быть образ Святителя Николая. Я стала искать в интернете икону Святителя, которая была бы похожа на то, что у нас проявилось, и нашла образ Святителя Николая Можайского. Все то же — и храм в левой руке, и меч в правой, и изображение в полный рост… Сейчас рука правая, где меч, проявляется лучше. Стали видны пальчики. А левая рука видна просто замечательно. Последние две недели она у нас все ярче и четче становилась, на храме окошечки появились. Рядом с иконой Святителя Николая есть икона Пресвятой Богородицы, она раньше была очень темной. А теперь — посветлела с той стороны, что ближе к иконе Святителя. А противоположный угол остался темным. Можайский образ Святителя Николая называют защищающим, и мне подумалось, что, наверное, не случайно у нас начал проявляться именно этот образ. Ведь в это самое время вокруг бушевали пожары, стояла жара и засуха. Может быть, из-за этой жары, пожароопасной обстановки, Святитель Николай действительно встал на нашу защиту, и наше село обошла беда?
Тем временем подошел настоятель отец Роман, и мы вошли в храм. Икона Святителя Николая обращает на себя внимание сразу. Большая, почти в человеческий рост, видно, что раньше она занимала место в нижнем ряду иконостаса. Возможно, ее место было даже в этом же храме. Но это только предположение. Образ — как живой, написан так, что куда бы ты ни отошел, Святитель смотрит прямо на тебя, одновременно строгим и очень добрым взглядом.
— Вот здесь рука, держащая храм, — показывает отец Роман, — а вот рука с мечом.
В проступившее изображение даже не приходится вглядываться, настолько все отчетливо видно. Бледная, словно на рентгеновском снимке или на негативе фотопленки,  рука держит храм. Четко видно каждый палец на руке, окошечки в храме, крышу еще не видно полностью, но уже угадывается купол храма. Другая рука крепко держит что-то, похожее на меч. Ниже видны развевающиеся полы святительского облачения. Подходишь ближе, смотришь, вглядываешься — нет следов краски, нет ощущения, что это предыдущий слой. Изображение просто есть, будто было всегда.

Настоятель храма в честь святого Димитрия Солунского в Сухой Вязовке протоиерей Роман Ганусевич.
— Мы задались вопросом, что это, — говорит отец Роман, — почему появилось? Кто-то предположил, что это проступает то изображение, которое было написано изначально. А то, что мы видим в красках, было написано позже, поверх предыдущего. Но тогда у меня возникает вопрос: зачем писать другую икону, если можно было обновить то, что есть? Кто-то мне даже сказал, что, наверное, в старину так специально писали, чтобы потом, через какое-то время изображение проявилось. Но тогда почему в других местах, на других иконах такого не происходит? Кто говорит: от солнца это, жара же была летом. Но, во-первых, солнечные лучи не падают прямо на икону, а во-вторых, смотрите, вот края иконы я давно еще фольгой закрыл, а ведь и под фольгой изображение тоже есть. Я о подобном явлении ни разу не слышал. Мне трудно сказать, что это. Конечно, это проявление милости Божией, но каких-то явных чудес, исцелений от этой иконы не происходило. Люди приходят, смотрят…Хотелось бы надеяться, что это чудо приведет людей в храм. Может быть, Святитель Николай действительно защищает нас от чего-то? Ведь икона была написана в память о спасении города Можайска. В XIV веке, когда татары были под Можайском, над одним из соборов появился образ Святителя Николая, в одной руке держащего меч, а в другой — обитель. Татары тоже его видели — и ушли, Можайск не взяли. Так и наш храм по молитвам Святителя беды обходят. Юбилей ведь у нас в этом году, 225 лет. Правда, поддерживать храм все труднее. Деды наши его построили, а мы содержать не можем. Только на помощь Божию и молитвы Святителя Николая и надеемся…
Почему на традиционном образе Святителя Николая, держащего в руках Евангелие, стал проявляться еще один — но уже грозный! — образ этого же святого, наверное, никто не знает точного ответа. Ясно лишь, что это не случайность, а какой-то важный знак для всех нас.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25, 30)
Татьяна Горбачева
01.10.2010
1474
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru