‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Классификация типов образов по их отношению к реальности

  • икона – явленное двуединство небесной и земной реальностей;  
  • реалистический образ – отображение чувственной, земной реальности;  
  • авангардный образ – извращение реальности;  
  • фантом – использование факта существования реальности дляпроизвольных толкований;  
  • симулякр – отсутствие реальности;  
  • антиикона – структурированное замещение реальности псевдореальностью, претендующей стать на «место свято».

На каждой ступени этой лестницы образ становится все более, а реальность все менее важной. Все эти типы образов были всегда, другое дело, что общество концентрировалось на чем-то преимущественно. Было тысяча лет иконописи. Были четыреста лет реалистического искусства. Было сорок лет авангарда. Потом появилось телевидение, и сразу возникло фантомное наполнение образа. Сейчас уже идет следующий этап — компьютер создает реальность без прототипов. Это уже стадия симулякра. И на этой стадии мы все чаще сталкиваемся с проявлениями антииконы. Данная классификация не только показывает иерархию образов, но и раскрывает господствующее отношение к образу в разные исторические эпохи.

«Святое не исчезло, оно было лишь вытеснено, отодвинуто, спрятано. Демифологизировали мир так, что создавали другие мифы, рационализация неизбежно вела к иррациональному. И сегодня как раз самые «несвятые» вещи вдруг описываются языком религии. Еще 30 лет тому назад Ролан Барт написал свои «Мифологии», откуда видно, что повседневная жизнь полна таинственных знаков и символов, чудесных инкарнаций, сакрализаций и повторений… Жан Бодрийяр пишет о «литургии объектов», о праздничной феерии супермаркетов, о литургически синтезирующей функции Драгстона – синтеза «неба и земли», «божественного и человеческого». 
Татьяна Горичева, «Святое без Бога»

«Массовое общество породило не только свое искусство – поп-арт, но и свою поп-религию… Небрезгливая тотальность поп-религии вызвана тем, что в секулярном мире все норовит обернуться богоискательством…»
«Как на витражах и иконах, как на церковных фресках, этих катехизисах для неграмотных, которые нам дороже всей ученой схоластики, в кино, в свете волшебного фонаря рождаются мифы массового общества».
Александр Генис, «Вавилонская башня»


Иисус Христос – не только Слово (Логос), Который «в мире был, и мир чрез него начал быть…» (Ин. 1,10.), но также и «Образ (Икона) Бога невидимого…» (2 Кор 4,4.). 

Икона этой Первоиконы является наиболее онтологически полным образом. В личности Христа «неслитно и нераздельно» соединились Божественная и человеческая природы. Изобразить в иконе это соединение Божественного и человеческого возможно благодаря особому символическому языку.


Христос на иконе – и распятый, и воскресший, так как через сияющий золотой фон и праздничную цветовую гамму нам дано предощущение Воскресения.. В пространстве иконы невидимые ангельские силы и духовные сущности Церкви (Ангел в красном слева) и Синагоги (Ангел в лиловом справа) становятся видимыми. Расположенный у подножия креста череп Адама показывает, что Христос – Новый Адам, который берет на себя грехи всего человечества.

Все это и многое другое возможно показать благодаря символическому языку, раскрывающему двуединство Небесного и земного, Божественного и человеческого. 


Реализм сконцентрировался на раскрытии лишь ощутимой реальности, что привело к лишению всей полноты символического языка и разрушению двуединства небесного и земного в образе.

Это, в свою очередь, приводит к сужению восприятия первообраза, что, в конечном счете, приводит к сужению воспринимающего сознания.


Авангард поставил себе задачей борьбу с ограниченностью реализма и поиск утерянного символического языка. Поскольку язык иконы был неизвестен среди подавляющего большинства авангардистов, они пытались обрести символический язык путем разрушения и извращения реальности. 
Несмотря на часто высокую художественную ценность, авангардный образ, полученный посредством разрушения и извращения натуры, в результате является следующей ступенью ослабления и деградации связи образа и первообраза.

Так представляют себе Распятие авангардисты… Пабло Пикассо говорил: "Картина сделана рядом разрушений". Идея авангарда — через разрушение получить энергию, раскрыть смысл…


Фантом – это образ, маскирующий отсутствие реальности. Фантом использует наличие и характерные черты прототипа, но наполняет содержание образа фантазиями художника. Он может носить черты как реалистического искусства, так и авангарда. Его характеризует не форма, а диспропорции вымысла и реальности. 

Например, здесь в реалистической форме изображен такой Христос, который в реальности не существовал. А высокая убедительность образа только подчеркивает его фантомность. 


Cимулякр – образ без первообраза. По Ж.Бодрийару, это последняя стадия деградации образа в его полном отрыве от реальности. Это «копия без оригинала», которая существует сама по себе, без всякого отношения к прототипу. Изображенная здесь – Христá, никогда не существовавшая «Христос»-женщина, украшает собой интерьер одной из церквей Нью – Йорка.

Симулякр — это воплощенное ничто. И если под этим углом зрения оценивать то, что нам предлагает реклама, мы увидим как много образов вокруг нас являются симулякрами…


Антиикона – образ, претендующий занять место иконы («анти» – вместо). В отличие от простого фантома или симулякра, антиикона имитирует формальные признаки иконы, как визуально (см. рисунок), так и демонстрируя характеристики иконы (как-то: «литургийность», «каноничность», «синергийность», «соборность» и т.д.), и является структурированной частью «культовой» образной системы. Данная антиикона создана путём простой имитации форм иконы. Большинство антиикон, отличаясь от иконы визуально, пытаются имитировать её характеристики.

"Вы видите "икону" Махатмы Ганди. Горочка на иконе (слева) взята из учебника палехской иконописи. Нужно помнить, что "анти" — это не только "против", но и "вместо". Антиикона — это образ, который претендует занять место иконы.


Реалистические и авангардные образы могут иметь элементы иконы, фантомы часто несут в себе элементы реализма. В качестве антииконы, как на данном рисунке, может выступать встроенный в специфическое пространство симулякр.

В данном случае мы видим сознательную подмену личности Христа, попытку сделать Его современным человеком из конкретного племени (масаи), снабдить никогда не существовавшее божественным именем и славой.


Любая истинная икона — это или икона Христа, или икона того, что «во Христе», и в иконе Христа любая икона находит свое онтологическое завершение. Точно так же, «икона» «Антитипа»-Антихриста будет последним «ключевым» камнем свода, который завершит сферическую иерархию антиикон и деградировавших образов бытия.

Поклонение Антихристу запечатленных им людей. Здесь он выглядит очень «иконно», и это не случайное совпадение. Так показано, что он будет возглавлять антииконичный мир, который будет имитировать владение полнотой благодатных даров.



3156
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru