Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Страница о Святителе Николае Чудотворце

Чтимые образы Святителя Николая



Лицевая (сверху) и обратная стороны свинцовой печати, которая скрепляла раку с мощами Святителя Николая с 1089 по 1953 год. В настоящее время печать находится в сокровищнице базилики.

Печать на затворе раки Святителя Николая 

Вероятно, баряне, по сути дела похитившие мощи в Мирах Ликийских, вначале опасались, что святыня будет у них отнята византийцами или кем-нибудь иным, и крепко ее сторожили. Вновь сооруженная рака в базилике имела затворы с печатями с соответствующими изображениями святого. Эти печати сами по себе служили предметом поклонения богомольцев, прикладывавшихся к ним устами. Самая древняя печать, в характерном византийском стиле, была исполнена в конце XI века, возможно, к освящению новой крипты базилики в 1089 году.

Дар Царя Уроша

Икона Святителя Николая — дар базилике сербского царя Уроша III. По этому образу был заложен канон иконописных изображений Николая Чудотворца.

Сербские Православные цари в позднем Средневековье всегда проявляли щедрость по отношению к Барийской базилике, несмотря на разделение Церкви, произошедшее веками ранее (когда от Церкви отпали римо-католики). Важнейшим свидетельством этого внимания являлся большой серебряный накладной алтарь, пожертвованный Царем Урошем II Милутином в 1319 году и впоследствии, к сожалению, переплавленный для изготовления нового алтаря в стиле барокко.

В 1327 году, спустя несколько лет после дарения Уроша II, его преемник Урош III, ослепленный отцом и исцеленный по молитвам Святителя Николая, заказал византийскому иконописцу большую обетную икону и подарил ее базилике. Этот образ вобрал в себя свод представлений о внешнем облике Святителя и на протяжении веков служил в Европе прототипом последующих изображений святого Николая в качестве «истинного образа». Внизу иконы помещены в полный рост портреты дарителей иконы царя Уроша III и его супруги. При реставрации иконы в 1966 году стало очевидным, что эти фигуры, первоначально изображенные коленопреклоненными, претерпели затем изменения — как и благословляющий жест Святителя.

Икона Божией Матери «Страстная»

Икона Божией Матери «Страстная» со святыми Иоанном Богословом (слева) и Николаем Чудотворцем, 1451 год.

Русская икона Святителя Николая в Барийской базилике.

На Крите, вошедшем после Четвертого крестового похода в состав владений «Тишайшей» Венецианской республики, сложилась блестящая крито-венецианская школа иконописи. Она использовала богатство византийской традиции, и ее иконы пользовались большим спросом в итальянских городах с «византийским прошлым». Триптих Божией Матери Страстной со святыми Иоанном Богословом и Николаем Чудотворцем создан, вероятно, именно критским художником, скорее всего, Андреем Рицо из Кандии, для какого-то благочестивого барянина. Точные обстоятельства того, как икона оказалась в базилике, неизвестны. Центральный образ представляет собой Божию Матерь с Младенцем, Которому ангелы являют орудия грядущих Страстей. Надписи на иконе, как на греческом, так и на латыни, также указывают на грека-автора и итальянца-заказчика. Святитель Николай представлен на иконе в полном соответствии со сложившимся каноном. Именно этот образ сейчас в Бари можно увидеть на множестве картонных и бумажных иконочек, которые увозят с собой паломники. Триптих находится в правой апсиде верхнего храма базилики.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru