Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​О душевных болезнях

Этот уникальный документ датирован 1965 годом. В то время отец Никита жил в Куйбышеве, работал над составлением Пасхалии. И вот к нему, прошедшему кромешный ад сталинских лагерей, молитвеннику и аскетическому писателю, за помощью обратился сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Он попросил совета в столь важном для него деле у жившего в провинции священника, что уже само по себе удивительно и говорит как о глубоком смирении Его Святейшества, так и о масштабе личности иеромонаха Никиты (Сапожникова)...

Его Высокопреподобию

наместнику Троице-Сергиевой Лавры

Архимандриту Платону

иеромонаха Никиты (Сапожникова), г. Куйбышев обл., ул. Бакинских Комиссаров, 49

РАПОРТ

Напоминаю Вашему Высокопреподобию, что, приехав в этом, 1965 г., к празднику Пресвятой Троицы в Троице-Сергиеву Лавру, я к вечеру этого дня получил от лаврского Благочинного Архимандрита Феодорита переданный ему от Вас для меня пакет. Вскрыв его, я обнаружил в нем, во-первых, большое, на 56 тетрадных страницах, письмо некоей Антонины к Святейшему от 12.06.1965 г., а во-вторых, препроводительное ко мне машинописное письмо на одной странице с предложением дать о нем свое заключение.

Так как в содержании письма затрагивается личность Святейшего, да и получил я его через такое авторитетное в обители лицо, как Благочинный, то я это предложение принял по-монашески, как повеление, и, оставив ради него даже вселюбезную мне церковную молитву, по смыслу того, что «послушание паче молитвы и поста», — за вечер и за утро написал свое «заключение» о письме.

В дополнение к вышеизложенному считаю своим долгом сообщить Вам, что к празднику Преподобного Сергия 5/18 июля с/г. я намерен опять приехать в Лавру ради окончания своего дела об исправлении Пасхалии, и так как от всей души соболезную Святейшему в болезни его, приносимой письмами и ненормальным поведением автора письма от 12.06.65 г. Антонины, — то если будет на то благословение Святейшего, готов и более активно содействовать вразумлению ее и укрощению ее неукротимого нрава.

Остаюсь в ожидании соответствующего содержанию сего письма ответа послушник Вашего Высокопреподобия

иеромонах Никита (Сапожников).

23 июня 1965 г.

г. Куйбышев областной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

иеромонаха Никиты (Сапожникова) о письме некоей Антонины Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ от 12.06.65 г.

По прочтении этого письма у меня из одних лишь ненормальных размеров и экстатического стиля его сразу же составилось об авторе его такое впечатление, что она — человек психически ненормальный, или душевнобольной.

Но душевные болезни бывают двух родов — естественная и противоестественная: первые возникают от противления голосу Бога в человеке — совести — и от нарушения вложенных в природу естественных законов мышления, подверженным им индивидуумов; а вторые бывают последствием первых и происходят от тайного, но реального воздействия злых духов, поддавшись которому сознательно и добровольно, обладаемый им впадает в то болезненное психофизическое состояние, которое на святоотеческом языке называется «прелестью», то есть высшею степенью лести, или же обольщения человека злыми духами, — наподобие обольщения Адама и Евы в раю, — с той целью, чтобы, запутав его в своих сетях, не только лишить его Царства Небесного, но и погубить в геенне огненной по душе и по телу навеки.

К какому же из этих двух родов болезней отнести болезнь Антонины?

Если бы ее болезнь выражалась только в ее многословных письмах, то в решении этого вопроса можно бы еще колебаться, затрудняясь сказать определенно: естественная ли она душевнобольная или же одержимая «прелестью». Но так как, по выражению автора препроводительного письма, «она однажды бросилась под машину, в которой следовал Патриарх, и только благодаря бдительности водителя не случилось катастрофы», — то ее болезнь, без всякого сомнения, нужно отнести только ко второй категории, то есть к «прелести».

Когда в человеке идет борьба между собою одних естественных факторов и сил, хотя одни из-за болезни стали и слабее других, тогда там все равно ничего нет сильнее инстинкта самосохранения, вложенного Богом в природу человека, и он неизменно всегда берет верх, повелительно внушая всякому без исключения естественному душевнобольному дорожить своей жизнью больше всего на свете при всяких обстоятельствах. Если же человек и жизнью своею не дорожит и сам бросается под машину, то ясно, что над его психикой возымела власть какая-то другая, сильнейшая его и притом враждебная ему сила, которая берет верх даже над инстинктом самосохранения. Для вечно богоборного, находящегося под властью «миродержителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12) мира эта сила неизвестна и непонятна. Мы же, «чада светообразная церковная», будучи научены Самим «воплотившимся нас ради человек и нашего ради спасения Сыном Божиим», знаем, что это есть сила исконного врага Божия диавола, — та самая сила, под действием которой одержимый ею Евангельский бесноватый отрок «множицею бо падает во огнь и множицею в воду» (Мф. 17, 15).

Эта же сила, несомненно, действует как доминирующая над естественными силами души и тела и в Антонине. И если она не будет своевременно изгнана из нее иною силою, «крепльшею» ее, то доведет ее и до окончательной, физико-психической, погибели — чему уже и положено ею предупредительное грозное начало.

А сила, «крепльшая» ее, есть одна только во всем мире. Эта сила есть благодать Святаго Духа, чрез веру во Христа, Церковью Его всем туне подаваемая, — из-за грехов и нераскаянности в них почти всеми же, но в разной мере и степени, теряемая, — а ради разумного, искреннего и вседушного покаяния, по милости Божией, молитвами Церкви, опять возвращаемая.

Как явствует из этого письма Антонины, вера горит еще в ней, и горит ярким пламенем, не только вера во Христа и в Церковь Его, но и доверие к Святейшему, как и к своему лично пастырю доброму. А покаяния в ней нет и следа. И так как «дом» ее, хотя «пометен и украшен», но «празден» от благодати покаяния, то злой дух прелести «вшедше и живет ту» (см. Мф. 12, 43-45). А потому, пока она будет «праздна» от благодати покаяния, избавиться от этого духа ей невозможно никакими ни земными, ни небесными силами. И от того она, овца Христова стада, уже обречена на «съедение волком» — сатаною.

Какие же меры должны принять Святейший Архипастырь для того, чтобы избавить ее «от челюстей зверя душетленного, зиящаго пожрети ю и свести во ад живу»? Как ему «найти» это «заблудшее горохищное овча» и «на пастырское свое рамо восприим, ко Отцу принести» в ограду истинно спасающихся овец Христова стада?

Для этого Святейшему необходимо соблюсти, по моему убогому суждению, три главных условия: во-первых, на некое недолгое время отстранившись от всех дел своих и уединившись от всех, принести за нее горячую келейную Архипастырскую молитву, как о погибающей и имеющей, в случае непопечения о ней, навеки погибнуть заблудившейся овце его стада, — принести ее в таком разуме и с такой силой, как бы дело шло о вечном спасении не одного человека, а всей великой Всероссийской паствы его. Такая молитва в этом деле — самое главное. Она есть живой источник и корень ее спасения, а вместе с тем и его Преосвященнической славы пред Богом. Она существенно необходима в этом деле по подобию первосвященнической молитвы Христа за весь погибающий человеческий род, и по силе непосредственного письменного обращения погибающей к Его Святейшеству.

Христу же она нужна от Святейшего потому, что, как богомудрствуют святые отцы, если бы изо всего человеческого рода погибала только одна душа, а все прочие были бы уже спасены, как святые от рождения, то даже Он, Создатель наш, «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3), не счел бы для Себя делом ничтожным и низким и ради ее одной сойти с Неба на землю и совершить то великое, страшное и преславное Дело Спасения, которое Он совершил для всех. Тем паче такая молитва и забота о спасении погибающей овцы стада Христова к лицу истинному рабу и послушнику Христа — Святейшему Патриарху.

Во-вторых, так как персональное спасение Всероссийской паствы совершается Святейшим Патриархом не непосредственно им самим, а через посредничество подчиненных его власти Архиереев и иереев, — то поручить и это «горохищное овча» попечению ее епархиального или викарного Архиерея.

В-третьих, вменить ему в обязанность найти для нее в своей епархии духовника, умудренного знанием Священного Писания, творений святых отцов и, по возможности, опытом личной брани с «духами злобы поднебесной» в подобного рода «прелестях». И, обязав его, вручить ее непосредственному руководству этого духовника, а ей клятвенно завещать ничего от него не скрывать и слушаться его во всем безпрекословно, как его и Святейшего Патриарха и как Самого Христа, ни в чем ни под какими предлогами не уклоняясь от этой заповеди «ни на десно, ни на шуее».

В заключение всего Епархиальный Архиерей должен поставить ее в известность о том, что такое его отношение к ней есть плод забот о спасении ее Святейшего Патриарха Алексия, вызванных неоднократными письменными обращениями ее к нему. Ввиду чего она с этого времени пусть больше не безпокоит его своими письмами.

Разрешается только кратко поблагодарить его за все, попросить прощения, Христа ради, за все прежние безпокойства и, пообещав исправиться, попросить заочно благословение на новую жизнь и святых молитв о себе.

И при этом разъяснить ей, что, если она примет эту заботу его о ней с верой, если пребудет в послушании ему и своему духовнику, согласно всему изложенному здесь, то чрез это она будет послушной Самому Христу, будет и во всей жизни своей и на всех путях своих под сенью благодати и милости Его и под покровом Царицы Небесной и спасется в Царство Небесное.

Если же она и после этого будет вести себя по-прежнему, то будет противницей Самому Христу, из-за чего и здесь лишится благодатней милости Его, а также и попечения о ней Святейшего и в жизни будущего века — Царства Небесного — и погибнет навеки, за что и будет одна только виновата, одна и ответ за себя Богу отдаст.

Таковы три основные условия, соблюдение которых существенно важно и необходимо для того, чтобы автора письма от 12.06.65 г. Антонину избавить от сетей прелести и поставить на путь истинного спасения во Христе, а чрез то — и сделать ее нормальною, «духом горящей и Господу работающей» (Рим. 12, 11) Православной христианкой.

Противное тому — само собою понятно. Аминь.

Святейшего отца нашего

убогий послушник иеромонах Никита.

14 июля 1965 г.

г. Куйбышев обл.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru