Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Православное объяснение значения трех дней

1. Дня рождения.

2. Дня Ангела по крещению.

3. Дня Ангела по монашескому постригу.

Предварительное наставление

Для того, чтобы это поучение пошло впрок к исправлению жизни и спасению во Христе, непременно нужно прежде чтения и слушания его призвать Господа на помощь, сказавши: «Господи, благослови!», и перекреститься, а также и по окончании его, перекрестившись, поблагодарить Бога и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, за вразумление! Благослови и мне так жить и спасаться!»

Чем вседушнее будет та и другая наша молитва и чем искреннее наше желание, тем и Бог нас лучше услышит и благодать Свою ниспошлет.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Все мы, Православные христиане, по заведенному от начала Христианства церковному обычаю празднуем День своего Ангела. Но в наше время мало-мало кто, не только из мирян, но даже и из духовенства и монашествующих, ясно представляет себе, что это за день. Не зная же значения и величия его, разве можно праздновать его как должно, себе во спасение и во славу Божию?

Нет! Все, что делается нами без разума, и Богу неугодно, и для нас не спасительно. Ввиду этого, движимый любовью и благодарностью ко всем почтившим меня поздравлениями в День моего Ангела, я, убогий пастырь Христовой Церкви, иеромонах Никита, в настоящем поучении и постараюсь предложить вашему вниманию от имени Православной Церкви Христовой разъяснение о том, что такое День Ангела. А так как большинство христиан смешивают его со Днем рождения, то я попутно скажу и о нем, а также и о Дне Пострига.

День рождения

То — сущая правда, что между днями рождения и Ангела по Крещению есть сходство, и сходство немалое, из-за чего, может быть, и смешивают эти дни. Сходство это заключается в том, что и в тот, и в другой день мы, Православные христиане, воспоминаем и празднуем великие события наших двух рождений: плотью и духом. Но разница между этими рождениями еще большая, чем сходство: она подобна разнице между небом и землей или же между светом солнца и светом восковой свечи. Свет дня нашего рождения есть свет свечи, а свет Дня Ангела — свет Солнца. Почему же это так? Потому что как ни велико событие человеческого рождения, но, рождаясь от отца и матери плотью, мы и становимся через это только плотью, чтобы, ставши обитателями и гражданами земли, через недолгое время исчезнуть из нее навеки. И если бы мы только для того рождались, чтобы после безчисленных страданий и скорбей быть уничтоженными смертью, то не лучше ли бы нам совсем не появляться на свет?

Так, к сожалению, и думают не только многие неверующие в Бога, но даже и некоторые из христиан, и из-за горькой жизни своей иногда укоряют родителей своих, говоря: «Зачем вы родили меня на свет?» А иные, попадая из-за неверия и неугодной Богу жизни своей в тупики так называемых безвыходных обстоятельств и дойдя до отчаяния, даже сами лишают себя жизни. Но отчего они доходят до такого безумия? Из-за чего лишают себя вместе с временной и вечной жизни? Из-за того главным образом, что не потрудились по неразумению и безпечности своей узнать, какой великой милости Божией они сподобились чрез самое рождение свое, и потому не чтили, как должно пред Богом, этот великий день своей жизни. А это знание есть самое первое и необходимое для всех без исключения, кто только родился на свет.

Итак, что же такое есть день человеческого, а также и нашего с вами рождения?

Из трех вышеназванных дней — Рождения, Крещения и Пострига — он начальный и наименьший. Но сам по себе он также безмерно велик. А велик он прежде всего тем, что появился в мире по воле Великого Бога, Творца и Спасителя мира — всей невидимой и видимой твари и царя земли — человека. А сущность его заключается в том, что соизволением на то двух разнополых человеческих существ, по силе психофизического акта зачатия, от их плотей и душ появляется в мире третье существо, по внешнему виду подобное им, а по внутреннему являющееся, как и они, родители его, образом Невидимого Бога — Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Это существо состоит из вещественного тела и невещественной души, соединенных между собой несметно. Главное в нем есть душа, а тело — сосуд и как бы живая одежда ее. Образ Божий также — в душе, а тело — зеркало души, наружно отображающее ее. И так как Бог по существу Своему — един, но троичен в Лицах, так точно и образ Его, душа одна в одном теле, но тройственна по главным силам своим. Эти силы суть: ум, сердце и воля. Ум, область способности мышления есть образ Бога-Отца. Сердце, область способности чувств есть образ Бога-Сына. Воля, область способности желаний есть образ Бога-Духа Святаго. И все эти три силы составляют одну неделимую и ничем на свете неуничтожаемую, безсмертную душу.

И тело каждой души состоит из множества всяких частей и обладает разными мудрыми и добрыми свойствами. Но все они вместе и каждый член в отдельности являются орудиями души для внешнего проявления ее внутренней жизни и для передачи ей впечатлений внешнего мира, в котором живет и действует тело. А тело живет и действует только до тех пор, пока живет душа в теле, а с уходом ее из тела оно прекращает свою жизнь и деятельность, становясь недвижимым и разлагаясь на элементы, из которых оно состоит.

Равным образом и душа проявляет себя через тело и воспринимает в себя впечатления внешнего мира лишь до тех пор, пока не разрушится ее тело, или естественно от болезней и старости, или же насильственно, в том и другом случае подвергаясь смерти.

Видите, как велик и совершен человек, даже при всей ничтожности и немощи своей, при появлении своем в мир в День рождения! И разве можно допустить, находясь в здравом уме, чтобы так премудро устроенное существо создалось в мире само собою, одними силами неразумной природы, а не как произведение Высочайшего Ума, именуемого Богом? И чтобы каждый человек появлялся на свет случайно, а не по Его же воле и плану? Так могут думать только безумцы. Но Божественное Откровение с несомненностью удостоверяет, что как созданию всего невидимого, Ангельского, и видимого мира, и земли с человеком на ней предшествовал Великий предвечный творческий совет Пресвятой Троицы, так и появление каждого человеческого существа путем рождения совершается по воле и плану Того же Бога в свое, предопределенное Им, время и в своем месте, разъясняя при этом, что «в книге Твоей вси напишутся: во днех», назначенных для того, «созиждутся, и никтоже в них» не останется несозданным и незаписанным (Пс. 138, 16).

И никого из них на свете не останется, кто бы не подвергся смерти.

Так что смерть — неизбежный удел всех земнородных, как каждого человека в отдельности, так и всего человечества в совокупности. И как доныне нет никаких средств и способов избавиться от нее, так можно поручиться, что и никогда их не будет на грешной земле.

А так как душа человека как образ безсмертного Бога и сама безсмертна, то смерть не есть последний предел жизни на земле, не есть и избавление от мучений ее, а только ворота для перехода в иную, безсмертную жизнь и в то царство, которое на языках всех, и древних, и теперешних, народов и племен называется адом.

Поэтому один из лучших представителей человеческого рода, святой пророк и царь Давид, выражая в кратких словах эту общечеловеческую истину, от лица всех говорит: «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» (Пс. 88, 49).

Такой смысл тайны рождения на свет всех смертных, а также и каждого из нас лично. И кто же не прославит за это Бога?

Но за то, что все рожденные повинны и смерти, и аду, даже и верующие в Него могут в горечи сердца сказать: «Господи, да где же тут правда и милость Твоя, когда мы, даже не сделав еще ничего ни доброго, ни злого, из-за одного только рождения своего уже делаемся пленниками смерти и ада?» А правда и милость Божия даже в таком жалком состоянии нашем сияют в нас, как солнце, однако затемненное тьмою греха. Сияние же их в том состоит, что все люди как образы Божии созданы Им для безсмертного блаженства и вечной славы, но из-за греха Адама и Евы в раю лишились всего и, подпав проклятию Божию, стали и смертными, и жильцами ада по смерти, как и св. Апостол Павел говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Это в точности подобно тому, как из зараженного источника и вода течет зараженная, как от нездорового семени и плоды нездоровые растут. И никто из имеющих разум не говорит, что это несправедливо, а наоборот, все убеждены, что иначе и быть не может. Так вот также и весь род человеческий, как зараженный чрез рождение от прародителей их грехом, подлежит вместе с ними и смерти, и аду по смерти. И если бы не милость Божия к падшему созданию Своему, то всему роду человеческому так бы и пришлось быть под вечным гневом Божиим и по смерти навеки погибнуть в аду. И потому, без всякого сомнения, лучше было бы и каждому из нас совсем не рождаться на свет, чем, родившись, погибнуть навеки, как многое множество людей и вправду погибает.

Теперь, возлюбленные во Христе, вам понятно ли из этого моего объяснения, что такое есть День нашего рождения, будь мы рождены и не от безбожных и нечестивых, а от верующих и благочестивых родителей? Понятно ли, что все мы, как «в беззакониях зачатые и во грехах матерями рожденные» (см. Пс. 50, 5), уже своими актами зачатия и рождения нашего обречены на смерть и вечную погибель?

Но так как Бог есть живой и неиссякаемый источник только света добра, а «тьмы (зла) в Нем несть ни единыя» (1 Ин. 1, 5), и, по нашей народной поговорке, «Бог все, что ни творит, все творит на лучшее», то на лучшее для Себя и для нас сотворил Бог и то, что попустил войти в мир греху, а чрез грех — смерти и аду.

Для Него это лучше — потому, что без них Он был бы только Творцом и Создателем нашим, а из-за них стал и Спасителем от вечной погибели, из-за чего еще больше просияла и умножилась вечная слава Его в нас.

А для нас это лучше потому, что иначе мы входили бы в Царство славы Его как бы по необходимости, как созданные Им святыми и совершенными, и ничего от себя не привнося в это величие, блаженство и славу. А чрез борьбу со грехом и отцом его, сатаною, и отпадшими от Бога ангелами его, бесами, мы и от себя привносим не меньше, делаясь при тайном содействии благодати Христовой активными содейственниками Богу в нашем спасении в Царство Небесное. И в этом заключается другой после Бога неиссякаемый источник нашего вечного величия пред Богом, блаженства и славы, которого, конечно, мы были бы лишены, если бы были лишены возможности борьбы со грехом, смертью и адом.

Теперь же из-за допущения Богом в мире греха, смерти и ада наше счастье удвоилось и даже утроилось. И за это, за счастье первого нашего рождения, мы, Православные христиане, благодарственно празднуем Богу в честь Дня своего рождения.

Второе наше счастье в том, что нас, весь человеческий род, лишенных первого счастья диаволом через грех и ставших чрез то пленниками смерти и ада и погибших навеки, Бог спас всех вообще посланием в мир Единородного Сына Божия, Его Воплощением, смертью и воскресением. А каждого из смертных в отдельности спасает Таинством Святого Крещения. И за это счастье мы еще больше Бога благодарим и еще более торжественно празднуем: за всеобщее спасение благодарим Бога, когда празднуем в честь всех церковных праздников, связанных с Его Воплощением, а за свое личное спасение — когда принимаем Крещение и празднуем в честь его в День своего Ангела.

А третье наше счастье заключается в том, что мы если даже и совсем лишаемся второго из-за неразумия, нерадения и безпечности и за то опять подвергаемся опасности попасть еще глубже в ад и еще горше мучиться там, но имеем от Бога все средства и способы не только избавиться от этой опасности, но и на самое небо взойти чрез покаяние. Для всех вообще двери этого счастья всегда открыты через Таинства исповеди и Причащения Святых Тайн Тела и Крови Христовой. А для познавших глубину премудрости и высоту милости Божией, заключенных в этом, третьем роде счастья, оно подается от Христа Церковью через монашеский постриг.

Но так как в порядке очереди нужно разъяснить сущность и смысл второго нашего счастья, то есть Святого Крещения и Дня Ангела по Крещению, то мы и остановимся прежде на нем.

Итак, что же такое День Ангела по Крещению?

День Ангела по Крещению

Сущность этого исключительного великого Дня заключается в том, что мы, рождаясь судьбами предвечного Божественного Промысла от плотских наших родителей на короткое время плотью на земле, сподобляемся родиться и вторым, небесным «рождением от воды и Духа» (Ин. 3, 5) — рождением в Таинстве Святого Крещения от Христа и Церкви. Плоть наша чрез это рождение становится сродной Плоти Христа, а душа чрез Таинство Миропомазания — сосудом Святого Духа. Мы, как дикие земные ветки, прививаемся к Небесной Лозе — Христу — и чрез это, став родными Ему и своими Единому в Троице Богу (Еф. 2, 19), нашему Творцу, Создателю и Спасителю, делаемся в самой истине и документально гражданами Неба на веки вечные, будучи вписываемы с этого момента: на земле — в метрическую книгу, а на Небесах — в Книгу Жизни, как истинные дети Отца нашего Небесного, как одножители всем по плоти угодившим Богу святым и безплотным Ангелам.

А чтобы и наглядно удостоверить нас в том, что по силе этого Божественного рождения крещеный во Христе становится соучастником вечности, а также и славы, и блаженства Пресвятой Троицы, его троекратно обносят или обводят вокруг святой купели со свечой и с пением стиха: «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Найдете ли в круге начало или конец? Нет в нем ни того, ни другого. Так и «новорожденный» вторым, Христовым рождением три раза обходит крещальную купель, чтобы наглядно показать, что он с этого момента вступает в грань безконечной вечности и центр его жизни переносится от земли на Небо, как и святой Апостол Павел говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3, 20-21).

С этого часа «новорожденный» получает от Бога через Церковь для небесного воспитания своего на земле трех Ангелов: безплотного Ангела-Хранителя и двух Ангелов, облеченных плотью, то есть святого или святую, имя которого получил он или она при Крещении, и восприемника, то есть крестного отца или мать, смотря по полу крещаемого. А воспоминание этого события приурочено Церковью ко дню памяти «второго Ангела», то есть одноименного крещенному святого или святой, вследствие чего этот день и называется Днем Ангела.

Но если День Ангела имеет такое значение, если он является праздничным воспоминанием события нашего второго, в Крещении, рождения, то как иначе и назвать его, как не нашей Личной Пасхой, как я и называю его. Ведь еврейское слово «песах» в переводе на русский язык означает «переведение», потому что этот праздник впервые устроен был Богом в честь чудесного переведения Им народа еврейского через Чермное море. Но как весь Ветхий Завет был только «тенью» Нового, так и «переведение» еврейского народа из Египта, «земли рабства», в Землю Обетованную, Палестину, «землю, текущую медом и млеком», было только прообразом другого, еще более славного «переведения», — переведения не одного народа, а всего человеческого рода, и не из одной земли в другую, а от смерти к жизни и от земли на небо, как об этом Святая Церковь и поет на Пасху: «Воскресения день! Просветимся, людие! Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия!» (1-й ирмос Пасхального канона).

Однако, празднуя на Пасху вместе с Воскресением Христовым и свое воскресение в Нем, мы прославляем Христа только за Его Воскресение и в воскресении Им природы человеческой, потому что из всех людей Он первый воскрес, чтобы больше никогда не умирать, и тем Собою открыл дверь, чтобы и всем нам воскреснуть с Ним, и тоже никогда после того не умирать.

А когда же мы делаемся фактически соучастниками Воскресения Христова лично, то есть каждый из смертных в отдельности? Это чудесное из чудесных событие совершает над нами Христос через Церковь в Таинстве Крещения и больше нигде.

Будучи в купели крещения трижды погружаемы в воду, мы троекратно как бы умираем со Христом на кресте; а будучи трижды вынимаемы из воды, мы в действительности делаемся сопричастниками трехдневного Воскресения Его во славу Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, будучи «переводимы» таким образом Самим Христом «от смерти к жизни и от земли к Небеси» и соделываясь с этого момента хотя облеченными такою же плотью, как и все, однако совершенно новыми, небесными существами. Но если это истинно так, то не ясно ли как день, что Святое Крещение, а с ним и День Ангела есть самая настоящая наша «ЛИЧНАЯ ПАСХА»? Если же День Ангела есть наша «Личная Пасха», то почему нам и не праздновать его как Пасху? Как в этот день не причаститься Святых Христовых Тайн? Как и дома не пропеть Пасху, а также не созвать своих друзей по Христу и не отличить его и в пище, и в питье пасхальными особенностями? Почему не приготовить к этому Дню, как и на общехристианскую Пасху, красные яички, пасху и кулич?

Так я сам праздную свою «Личную Пасху». Так желал бы, чтобы ее праздновали и все, а кто имеют ко мне доверие по Богу, тем и благословляю именем Господним так праздновать. Но если их «Личная Пасха» приходится в постные дни, то, разумеется, без нарушения Церковного Устава, то есть если не все пасхальное, то хотя красное яичко, творожную пасху и кулич только поставить на стол для напоминания, а съесть его в другой, скоромный день.

Так вот что такое, родные мои во Христе, день рождения и День Ангела по Крещению. Теперь понятно ли вам, что первый есть земля, а второй — Небо? Что первый — плоть и смерть, а второй — Дух и Жизнь? Что и свет первого есть свет свечки во мраке, а свет второго — свет яркого Солнца, и притом на безконечные веки веков?

День Ангела по Постригу

Но кроме Дня Ангела по Крещению, есть еще День Ангела по монашескому Постригу. Какое же значение этого Дня? И в чем его величие перед Богом и слава? Значение его иное, чем Дня Ангела по Крещению; иные также величие и слава его. Они картинно изображаются Самим Спасителем Его притчей о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). Смысл этой притчи заключается в том, что в какие бы великие грехи ни впал кто из смертных до или после Крещения, хотя бы совсем «расточил и все имение Небесного Отца своего, живый блудно», то есть растерял бы и естественные, и благодатные дары Его, но если от всей души раскается в них и делом то докажет, то Господь по безмерной милости и человеколюбию Своему не только не отвергает его, но и принимает опять в объятия прежней любви Своей и без укоров обогащает его всеми дарами Отцовской благодати своей, — и даже больше того: от радости о покаянии его и возвращении на путь спасения во Христе устраивает для него пир, какой Он не делал даже никогда не грешившим, подобно ему, а жившим всегда праведной, угодной Богу жизнью. Покаяние и после Крещения необходимо для всех без исключения, потому что, живя в греховном мире, все мы всегда грешим. Но для тех, кто, покаявшись от всей души, хотят жить только для спасения в Царство Небесное, Церковь устроила особый чин, называемый Постриг, когда изменяя образ жизни, кающийся принимает и новое имя, и новые одежды, иные, чем у всех, отчего таких лиц и называют еще «иноками». А так как главная цель их в том, чтобы наибольше во всем уподобиться Христу, то их называют еще «преподобными», ввиду чего благодать Пострига считается больше благодати Крещения. А соотношение между рождением, Крещением и Постригом выражается святоотеческим изречением: «Крещение есть второе рождение, а Постриг — второе Крещение».

Ввиду этого, если наглядно сравнить благодать Крещения и благодать монашеского Пострига, то несомненно, что и первая, и вторая благодать есть свет Небесный. Но свет Крещения есть свет Солнца вообще, оживляющий и радующий всякую тварь, свет, без которого нет и не может быть никакой жизни и спасения, а всё без исключения обречено на смерть и погибель. А свет Пострига есть свет того же Солнца, но в яркий летний ослепительный полдень. Потому-то и все «праведники», то есть все даром оправданные благодатью Крещения и сохранившие ее в себе верой и доброй, по заповедям Христовым, жизнью, «тогда, в день Он», то есть в День Страшного Суда Христова, «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Но одни только «преподобные восхвалятся во славе», то есть похвалятся и прославятся и другими, «и возрадуются на ложах своих». У одних только их «возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людях, связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными, сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его» (Пс. 149, 6-9), и только им одним, а не всем крещеным. И она не померкнет вовеки. А эта слава их есть слава судей Израиля и всей вселенной — святых Двенадцати Апостолов, потому что, хотя Господь сказал сначала только Двенадцати Апостолам, что «егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Мф. 19, 28), но из Божественного Откровения известно, что и «святии мирови имут судити» (1 Кор. 6, 2).

А истинные монахи как победители мира, плоти и диавола — несомненные Божии святые и как таковые, несомненно, будут сидеть и на престоле судей мира, как и святые Апостолы.

Итог и заключение

Какой же можно подвести итог и какое заключение сделать к этому исследованию о трех Днях: Рождения, Крещения и Пострига? И в каком чине пред Богом находятся сподобившиеся того, другого и третьего?

Дню Рождения можно подвести только такой итог.

Ввиду того, что изо всех земных тварей Своих Господь Бог сотворил только человека по образу Своему, а сверх того предоставил ему чрез Крещение и Покаяние, особенно же чрез Постриг, и все Божественные силы и средства, чтобы стать и подобным Ему, то из-за такой исключительной чести и славы его не только всему человеческому роду, но даже и одному человеку не равноценен весь созданный Им материальный мир, вся земля и все Небесные миры со всем, что в них есть. Все как прах и пепел не стоит его, все — ниже его и ничтожнее пред ним в очах Божиих.

Но так как все рождающиеся в мире люди рождаются в сущности через посредство всех предшествовавших им рождений от прародителей своих, Адама и Евы, после грехопадения и изгнания их из Рая, то они самым актом рождения своего уже обречены и на все то, что свойственно падшей природе их: до смерти — на все вшедшие в них с первым грехом пороки, немощи и недостатки и на земные казни из-за них в виде всяких болезней и страданий, а по смерти они обречены на заключение в ад, хотя бы по рождении они не прожили и одного дня на земле. Если у них по младенчеству их нет еще никаких личных грехов, то они не бывают и мучимы за них в аду. Однако ввиду того, что они, хотя и не по своей, а по родительской вине не родились вторым рождением — «рождением свыше, от воды и Духа», то, по неложному слову Спасителя, они «не могут войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 3-6) так же, как не могут войти в земную жизнь и пользоваться ею те, кто не родился плотью от земных родителей. Вот какое это великое и страшное дело — жильцу земли, родившись плотью, лишиться «рождения свыше, от воды и Духа»! За младенцев вся вина и казнь за то от Бога падет на родителей. А взрослые помимо их и сами будут в ответе пред Богом и вечно будут казнимы Им «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол. 2, 10).

Таков основной смысл события и дня всякого естественного человеческого, а также и нашего с вами рождения.

А о событиях Крещения и Пострига, а в связи с ними и праздничного воспоминания их в Дни Ангелов по Крещению и по Постригу, ввиду того, что они установлены Самим Христом Спасителем, и о том, и о другом есть ясные указания в святом Евангелии, итог о них можно подвести, воспользовавшись языком Евангельским. А этот итог такой.

Свет Крещения и Дня Ангела по Крещению есть свет путеводный ко Христу, Солнцу правды, Вифлеемской звезды, а свет Пострига и Дня Ангела по Постригу — это свет самого Солнца-Христа на Фаворе. И тот, и другой есть свет не земной, а Божественный, но первый — начальный, младенческий, а второй — совершенного, зрелого мужа. Хотя Христос на то и Младенцем стал, чтобы умереть за нас на Кресте, но умер только когда стал совершенным мужем, так и сподобившиеся только благодати Крещения и хранящие ее верой и доброй перед Богом жизнью — это младенцы во Христе, а сподобившиеся благодати Пострига и хранящие ее в чистой пред Богом совести — это зрелые мужи, распявшие себе мир, и себя — миру и язвы Господа своего Иисуса Христа на теле своем носящие (см. Гал. 6, 14; 17), как у них написано и на параманах.

Следовательно, Крещение — это Вифлеем, а Постриг — Фавор и Голгофа со смертью за Христа и с последующим за ним Воскресением.

Значит, благодать Крещения есть младенчество во Христе, а благодать Пострига есть совершенство зрелого мужа. В обычном телесном порядке все нормально растущие младенцы в свое время приходят в зрелый возраст. Если же рост тел их прекращается, то это жалкие уроды. Но не так бывает в порядке духовном: многие сподобляются благодати Крещения, но очень мало благодати Пострига. Отчего же это бывает так? Как видно, от того, что «много званых, а мало избранных» (Мф. 20, 16). А это — от кого и от чего? Конечно, не от Бога, а от нас, людей: от детскости рассуждения наших умов и от худого произволения.

Детскость наших рассуждений обнаруживается в том, что мы не даем себе труда добраться до «корня» и проникнуть в сущность вечных благ, заключенных, как зерно в скорлупе, в понятиях Крещения и Пострига, а судим о них поверхностно и неразумно, как дети, — только по внешнему виду их.

А худость произволения выражается в том, что мы, не сделав лично должной Богоугодной оценки этих благ умом и потому не разжигаясь чувствами сердца к унаследованию их, не устремляемся и волею к ним, а от того и на деле оказываем наперекор самим себе пренебрежение к ним: языком славим Небесные и вечные блага, а в жизни оказываем предпочтение временным и земным. И так в подавляющем большинстве случаев коснеем и до самой смерти по пословице: «горбатого могила исправит». А это происходит не от чего другого, а только от рождаемого неразумным, без «страха Божия — начала премудрости», рассуждением худого произволения.

Ведь все мы входим в этот мир, рождаясь первым рождением, по плоти, без нашего на то соизволения. Также и гражданами Неба, и наследниками Царства Небесного становимся, рождаясь «вторым рождением от воды и Духа», большей частью тоже только по вере родителей и крестных отцов и матерей, даже не зная в тот момент, какой неизреченной милости Божией мы сподобились, а впоследствии иногда и отвергая ее, когда придем в свой разум, вернее же сказать, когда потеряем его. Но благодать второго Крещения и как бы третьего рождения, то есть Пострига, подается от Бога как дар милости Его только по силе нашего доброго произволения. Ее получают от Бога только те, кто, познав силу тайны Воплощения и Крестной смерти Христа за весь род человеческий и за них лично, «просят, ищут и толкают» в двери милосердия Божия, чтобы сподобил и их Господь в очищение грехов их войти в часть со Христом: здесь — с Крестом и смертью Его, а в будущем веке — со славой Воскресения Его. И так как «всяк просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзается» (Мф. 7, 8), то не сподобляются получить благодать Пострига и не находят ее только те, кто не просит, не ищет ее и не толкает в двери милосердия Божия. Или же хотя и просит, и ищет, и толкает, но не так, как должно. А как должно — этому так учит один из преподобных отцов Церкви, Иоанн Лествичник: «Проси со слезами — и получишь; ищи с послушанием — и найдешь; толкай с неотступностью — и откроется тебе дверь милости Божией, — и не только в этом, но и во всех ваших Богоугодных прошениях».

Такой итог можно и нужно подвести относительно Дней Ангелов по Крещению и Постригу для всех вообще. Но если мы, выслушав это объяснение, не сделаем из него приложения каждый и для себя лично, то не только не получим от того никакой пользы, но нанесем и большой ущерб себе и здесь, и на том свете, потому что неизбежно уподобимся тому лукавому и ленивому Евангельскому рабу, который, получив талант от господина своего, зарыл его в землю и возвратил его ему, не приумножив таланта. Какой же практический вывод сделать из этого поучения каждому для себя лично, чтобы избежать злой участи Евангельского раба?

Практический вывод

Надо за основной практический закон жизни и спасения своего во всех делах и в поведении своем, до мелочей, взять слово Спасителя: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).

Что такое — «малое»? Дар благодати Крещения. А что такое — «многое»? Дар благодати монашеского Пострига, или же Ангельский чин. Хочешь сподобиться от Господа милости стать Ангелом? Будь прежде верен Господу в малом: храни как зеницу ока благодать человеческого достоинства, благодать Крещения.

Тогда сподобишься от Него и «многого» — благодати Пострига, благодати Ангельской.

Как же сохранить в себе благодать Крещения?

Чтобы сохранить ее в себе, непременно надо знать, что она есть некая сверхъестественная Божественная сила, преобразующая нас по образу Сына Божия — Христа — и делающая нас подобными Ему сынами и дочерями Божиими. А наши души и тела — живые сосуды ее. Кто свой сосуд сохранит целым, в том и благодать уцелеет. А кто его повредит, из того благодать «утечет», и он останется «пустым» от нее. Возвратить же ее ох как трудно!

Гораздо труднее, чем даром полученную сохранить! Ввиду чего большинство, потерявши, так и не находят ее и остаются пустыми от нее и здесь, и на том свете, навеки! И оттого «много званых, а мало избранных»!

А чтоб не попасть в эту из горьких горькую беду, нужно знать, что Господь ради сохранения в себе благодати и принесения плода по роду ее дал нам три закона: Божественный, церковный и естественный.

Божественный закон заключен в вере Православной и Заповедях Божиих; церковный — в Уставе Церковном, а естественный — в голосе совести.

Вера Православная кратко заключена в Символе веры, состоящем из 12 членов. А заповеди Божии: ветхозаветные — в Десятисловии Моисея, а новозаветные — в Заповедях блаженств.

Устав Церковный разъясняет строй Богослужения церковного и порядков жизни — личной и домашней, главным образом соблюдение постов и праздников.

Все, что требуют эти два закона, христианин должен знать как свои пять пальцев и хранить как зеницу ока, чтобы на деле исполнять то.

А стражем этих двух законов и незримым, но неподкупным никем и ничем контролем над исполнением их Господь насадил в каждой душе третий, естественный закон, или же закон совести. Голос этого закона звучит в нас как голос Самого Бога, почему он и называется «голосом Божиим в человеке». Ввиду чего все, что он велит нам, безусловно, нужно исполнять как волю Божию, все, что он запрещает, безусловно, отвергать как волю вражию, в тех и других случаях не уклоняясь ни влево, ни вправо. Если же мы в чем бы то ни было непослушны ему, то для нас одно только есть спасение — это не коснеть в непослушании ему и не оправдывать себя за то пред собою и другими, а спешить на покаяние и на исповедь пред священником с последующим за ними Причащением Святых Христовых Тайн «во оставление грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную». Если же мы оправдываем себя и коснеем в том, то тем заглушаем в себе голос Божий, а из-за того и благодать Крещения как бы «вытекает» из наших сосудов, оставляет нас, и мы делаемся «пустыми» от нее.

Таков смысл и сущность этих трех Богом нам данных законов. Кто их таким образом хранит, тот и «малую» благодать, то есть благодать Крещения, в себе сохранит. Будучи же «верен Богу в малом», и «многой» благодати сподобляется, то есть благодати Пострига. А кто в хранении ее небрежен, тот и благодати Пострига лишается от Бога: никогда не обретет ее в себе и не увидит ее на себе, как и своих ушей.

А я ее всем вам, как своей душе, желаю и у Бога молю. А также и вас прошу молиться обо мне, чтобы сподобил меня Господь сохранить ее и плод принести от нее, к спасению моему и ближних моих во Христе, в Царство Небесное и во славу Божию. Аминь.

Ваш убогий богомолец многогрешный иеромонах

Никита (Сапожников).

31.01-13.11.1970 г.

г. Куйбышев.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru