Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Предисловие

Два года назад мне передали рукописи иеромонаха Никиты (Сапожникова). До этого они хранились у его духовных чад в Самаре. Знакомство с рукописями отца Никиты произвело на меня сильное впечатление. Всякое знакомство с человеком такого масштаба незабываемо. Для меня отец Никита (Сапожников) прежде всего — исповедник Православия, человек, более двадцати лет скитавшийся по тюрьмам и лагерям. Что же касается его богословских работ, то всякий человек, который учился в дореволюционной духовной школе, — это богослов по определению. Потому что наша духовная школа последних лет перед революцией была на особенной высоте. А отец Никита окончил Московскую Духовную Академию одним из лучших.

Протоиерей Валентин Асмус.

Многие работы иеромонаха Никиты (Сапожникова) последних лет посвящены теме календаря. Говоря о календарной теме в трудах самарского богослова, нужно отметить, что он хотел актуализировать, сделать понятной не только для духовенства, но и для всех верующих ту пасхалию, которая печатается во многих церковных книгах. Ведь для современного человека столбцы цифр, да еще записанных по-церковнославянски, являются чем-то малопонятным. И он хотел привести в действие, донести до каждого смысл Православной пасхалии. Отца Никиту интересовал не сам механизм вычисления Пасхи. Он прекрасно знал, что для этого существуют формулы великого математика XVIII века Гаусса. Чтобы по этим формулам вычислить время Пасхи, достаточно произвести несколько арифметических действий с числом года (например, с цифрой 1996). Нет, его интересовало не это. Его интересовало понимание СМЫСЛА пасхалии. Почему этот праздник приходится на первое воскресенье после весеннего полнолуния? Отца Никиту (Сапожникова) все это интересовало в преемственности традиций, в богословском осмыслении Православного учения о праздниках. Поэтому он хотел всю пасхалию изложить новым языком, так ее «преподать» современному человеку, чтобы ничто в ней не осталось ему непонятным. Эти его труды вызвали неоднозначную реакцию. Они поступили на отзывы к профессорам Московской Духовной Академии, и рецензенты вынесли отрицательное суждение о работах отца Никиты. Это объясняется, я думаю, не столько содержанием его работ, сколько их тоном. Ведь отец Никита (Сапожников) с очень большой смелостью критиковал недостатки существующего изложения пасхалии. Того изложения, которое существует у нас очень давно. И вот эта смелость критики и явилась, на мой взгляд, главной причиной официального непризнания работы отец Никиты в академических кругах. Как бы откликаясь на труды отца Никиты (Сапожникова), издательский отдел Московской Патриархии в церковном календаре за 1996 год напечатал таблицы для определения Пасхи. Но эти таблицы есть не что иное, как развернутые формулы Гаусса. Они не дают того понимания сущности пасхалии, к которому стремился иеромонах Никита (Сапожников). Я передал для публикации в Самару только малую часть работ самарского богослова о пасхалии. Это та часть его трудов, которая лишь вводит в эту тему, объясняет важность постановки вопроса о новом изложении пасхалии.

Большое значение имеют и другие богословские труды иеромонаха Никиты (Сапожникова). Они будут с пользой прочитаны всеми людьми, которые серьезно относятся к своей духовной жизни. Немалую ценность, на мой взгляд, представляет небольшая работа отца Никиты, выполненная по просьбе Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В ней идет речь о том, как помочь женщине, одержимой нечистым духом. Там даются хорошие духовные советы о пастырском вразумлении и о пастырском руководстве. Я думаю, это письмо отца Никиты (Сапожникова) будет с пользой прочитано современными пастырями Христовой Церкви.

Иеромонах Никита (Сапожников) — аскетический писатель. И его духовное наследие должно стать достоянием всех, кто интересуется вопросами богословия и Православной аскетики.

Протоиерей Валентин Асмус,

преподаватель Московской Духовной Академии, семинарии и Свято-Тихоновского Православного богословского института.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru