Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

СВИДЕТЕЛЬСТВА

Из переписки Сергеевой Вассы Павловны, 1877 года рождения, монахини, Б. Глушицкий район, осужденной на 10 лет концлагерей.Дорогая Агриппина Никитична!Получила твое милое письмо, действительно, нам теперь нужно только готовиться к смерти, жизнь прожита, силы истощились, родные умерли, и наш час не далек. Я, благодаря Богу, брожу понемногу. Сегодня была в церкви, помолилась и за тебя, Грушенька. Желаю тебе остаток жизни провести мирно и спокойно, крепко тебя целую и прошу время от времени мне сообщать о себе. Я буду тебе писать, а если умру, то Лиза тебе сообщит, у ней адрес будет сохранен.Хоть немного осталось жить, а живой думает о жизни: вот сейчас весна, и я жду с нетерпением лета, летом все же легче мне, старухе, дышится. Слава Богу, питаюсь еще сносно, не голодаю, продаю последние пожитки.Любящая тебя Агриппина Павловна Логинова….Бузулук наш стал тихим городком, люди наши все новые, старых мало. Никольскую церковь ломают, молимся в Кладбищенской церкви. На Пасху было много молящихся в церкви и около церкви, очень много освящали куличей и других яств.

В 1942 году в лесу в Новобуянском районе в пещере была обнаружена подпольная церковь сторонников "ИПЦ" (Истинной Православной Церкви). В 7 комнатах пещеры укрывались люди, в том числе призывного возраста. Арестовано 7 человек. Один из сторонников "ИПЦ", дезертир Цепков, не был задержан, укрывался и жил нелегально в Куйбышеве до 1961 года, пока не был легализован.

История с. Тамбовки Б. Глушицкого района Самарской области, написанная Проскуряковым Алексеем Семеновичем.В 1850 г. в селе была построена и освящена Казанская церковь.Будущий священник церкви с. Пестравский выселок (Тамбовка тоже) Василий Алексеевич Покровский, 1875 года рождения, в июле 1894 г. сочетался браком с Надеждой Федоровной Малышевой, 1877 года рождения. С этого времени В.А. Покровский становится священником Казанской церкви.У них родилось восемь детей. По переписи 1922 г., главой хозяйства священника Василия Алексеевича Покровского была его жена. В семье умерло два человека, но не от голода. Своего хлеба хватило до сентября 1921 г.4 декабря 1929 г. священника Покровского арестовали. Постановлением ОГПУ СССР от 19 декабря 1929 г. он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Освобожден из мест заключения (Коми АССР) 17 октября 1933 г. Позже, по данным общества "Мемориал", он был сослан в Среднюю Азию. Дальнейшая судьба неизвестна.По переписи населения 1929 г., жена В.А. Покровского, Надежда Федоровна, с семьей из 6-ти душ проживала в с. Тамбовка Б. Глушицкого района СВК.17 февраля 1930 г. состоялось заседание президиума Тамбовского сельсовета. Одним из воспросов повестки дня был вопрос "О расторжении фиктивных раздельных актов в кулацких семьях".Постановили: ходатайствовать перед районной земельной комиссией о немедленном расторжении этих раздельных актов, в том числе Покровского Василия Алексеевича с дочерьми Александрой, Елизаветой, Ниной и сыновьями Григорием и Борисом.Одновременно поручить президиуму сельсовета выписки из протокола заседания разослать в учебные заведения и учреждения, где находятся вышеупомянутые кулаки-лишенцы, с целью немедленного снятия с работы и учебных заведений и исключения из Союзов.Из этого следует, что после того, как осудили главу семьи, и после постановления сельсовета жена Покровского, Надежда Федоровна, и все ее дети, как записано в документах, сбежали неизвестно куда.Жизнь семьи дьякона Казанской церкви с. Тамбовка Константина Ивановича Кряжимского сложилась иначе. К.И. Кряжимский в 1929 г. публично, через печать, отказался от сана дьякона и работал в течение года делопроизводителем в колхозе. Кстати, вместе с ним отказались от религии 60 человек односельчан.19 октября 1932 г. Тамбовский сельсовет принимает решение восстановить Кряжимского в избирательных правах. 24 декабря 1932 г. Б. Глушицкий РИК своим постановлением в ходатайстве Тамбовского сельсовета отказал как не имеющему достаточного срока общественно-полезного труда К.И. Кряжимскому.15 октября 1933 г. Тамбовский сельсовет вновь принимает решение о восстановлении Кряжимского в избирательных правах как принимавшего активное участие в общественно-полезном труде.12 декабря 1933 г. Б. Глушицкий РИК утверждает решение Тамбовского сельсовета о восстановлении в избирательных правах Кряжимского.Я хорошо помню Константина Ивановича Кряжимского. Последняя его работа в колхозе была пчеловодом. Он также руководил сельским хором — одним из лучших в районе.

Я хочу рассказать о своем родственнике, деде моего мужа — репрессированном священнике о. Димитрии Пономареве. Он служил в с. Барановка Пензенской области, где и похоронен около церкви. Его дочь — мать моего мужа — Нина Димитриевна Пономарева — работала хирургом в медсанчасти N 17 г. Самары.Все лишения страшных лет обрушились на о. Димитрия и его семью. Он был арестован, посажен в тюрьму. Арестовали и его жену Ларису. Детей же раскидали по родственникам. После возвращения из тюрьмы о. Димитрий немного работал счетоводом, но после опять ушел служить в церковь. С его женой Ларисой случилось страшное горе. Когда их с мужем арестовали, а детей рассовали по родне, то их дом забрали, там поселилась семья прокурора. Когда Лариса вышла из тюрьмы, то искала правду, но так и не нашла. Она, видимо, была убита. Лариса Пономарева поехала в Пензу хлопотать о возвращении семье Пономаревых их дома. Ее видели на вокзале в Пензе, но домой она больше никогда не вернулась. А дети так и скитались по чужим домам. Когда они поступали в институт, то там узнавали, что они дети священника, и их быстро оттуда выгоняли. Но так как Нина Димитриевна Пономарева поступила в мединститут в Свердловске и с 3 курса уехала на войну, то после окончания войны приехала в Самару, где смогла продолжать учиться.Она ходила в церковь. Скромно стояла где-нибудь в уголке храма. Потом и я стала ходить с ней вместе в церковь. Умерла она 18 января 1994 г.У нее хранились письма ее отца из тюрьмы. В них было немало интересного. Так, он писал, что во сне увидел, что умерла одна из его дочерей (у них было много детей). Она действительно умерла от простуды…Но Нина Димитриевна очень опасалась, что эти письма попадут в недобрые руки, и однажды сожгла их. Был страх, что она дочь репрессированного священника…В Нижнекамске живет еще одна дочь о. Димитрия — Ольга Димитриевна Кудашова.

Пономарева Галина Васильевна, г. Самара.

Я хочу рассказать о судьбе своего родственника, священника с. Русская Селитьба Щеглова Ивана Димитриевича. Родился он в 1886 г. Были у него и его жены, Лидии Александровны, дети: сын Александр и дочь Зинаида. В 1937 г. священник Иван Димитриевич Щеглов был арестован. Когда его пришли арестовывать, он был болен. Едва смог дойти до сельсовета, там он пролежал на печи в ожидании приговора. Вместе с ним были арестованы и несколько человек мирян. Старожилы говорят, что их увезли под Сергиевск и там всех без суда и следствия расстреляли.Сын священника Александр был в 1934 г. арестован по ложному обвинению: за кражу колхозного фуража. Он был осужден на 5 лет. Рыл канал Москва-Волга. За ударный труд его освободили досрочно. Но там он подорвал здоровье и умер в 1940 г.Зоя Александровна Суханова, г. Самара.

Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru