Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Колхозный крестный ход

Ноздрин Степан Леонтьевич, 1888 года рождения, осужден в 1929 году на 6 месяцев тюремного заключения. Лишенец, протоиерей с. Красные Ключи, из крестьян.Ворожейкин Михаил Игнатьевич, 1883 года рождения, мордвин, в 1932 году осужден на 3 года концлагерей. Священник с. Большой Толкай.Мартынов Николай Андреевич, 1875 года рождения, псаломщик в с. Большой Толкай.Бурнаев Анисим Иванович, 1863 года рождения, единоличник, председатель церковного совета, с. Красные Ключи.Фомина Мария Яковлевна, 1897 года рождения, мордовка, монашка, дочь раскулаченного, без определенных занятий. С 1914 по 1915 год жила в Чагринском монастыре, приехала в Красные Ключи после закрытия монастыря.Резачкина Екатерина Григорьевна, мордовка, 1903 года рождения, член церковного совета, с. Красные Ключи.Свидетель Кувшинов Сергей Федорович, 1898 годарождения, весовщик нефтебазы: Священник Ноздрин все проповедует, чтобы верующие бросали работу в колхозе в праздничные дни и шли молиться в церковь, замаливать свои грехи, так как колхозники, говорит Ноздрин, все грешники. Ввиду его пропаганды в колхозах Малого Толкая, колхозники-религиозники во время весенних полевых работ 1936 года бросили работу и организованным порядком пошли за 10 километров в Красноключевскую церковь с пением. Перед Всесоюзной переписью населения Ноздрин вел агитацию за то, чтобы в период переписи записывались в число верующих.Свидетель Осипов Матвей Филиппович, 1877 года рождения, мордвин:С целью срыва работ в колхозе и укрепления религии в деревне, активизации церковников перед религиозными праздниками Ноздрин из с. Красные Ключи разослал по селениям ряда районов свой актив, который в селениях среди религиозников вел агитацию за то, чтобы бросали полевые работы в колхозах и шли в Красноключевскую церковь замаливать, как они агитировали, грехи колхозников. В результате этого из религиозников организовали большие толпы в Похвистневском районе, Бугурусланском и ряде селений Подбельского района. Эти толпы религиозников организованным порядком с пением религиозных стихов направились в Красноключевскую церковь по большим дорогам через большие селения. В больших селениях, как правило, эти толпы руководителями останавливались, где развертывалась агитация за то, чтобы верующие примыкали к толпе, требовали укрепления религии в деревне. Такого характера контрреволюционная работа особенно была активна в 1937 году, летом. В результате всего этого к попу Ноздреву в с. Красные Ключи в религиозные праздники сходилось большое количество религиозников, даже доходило до тысячи и двух тысяч человек.В целях обработки молодежи в своих контрреволюционных целях и завоевания себе авторитета Ноздрев приобрел фотографический аппарат и занимался фотографией в деревне. За свою контрреволюционную работу Ноздрев неоднократно был премирован высшим епархиальным советом, был выдвинут на пост протоиерея, награжден серебряным наперсным крестом.Свидетель Инкин Ф.А., из крестьян-бедняков: Летом 1937 года, в июне или июле месяце, мы организовали слушание в выходной день по радио концерта и выступления. Радиорепродуктор вынесли на улицу. Ворожейкин вместе с Мартыновым в целях обработки молодежи в контрреволюционном направлениия, используя этот случай, стали распространять слухи среди собравшихся у церкви (стало быть, концерт по радио власти решили прослушать возле церкви! — А. Ж.) о том, что радио есть вражеское изобретение, что слушать радиопередачу — непрощеный грех. Говорили при этом: "Вас, православные, собирают слушать это вражеское изобретение, чтобы приобщить к сатане. Слушать радиопередачу непрощеный грех. Кто слушает, тот будет на том свете мучиться в огне…"Из допроса Ноздрина:В: — Вы арестованы за контрреволюционную агитацию и распространение провокационно-клеветнических слухов, направленных на срыв проводимой политики партии и совправительства. Вы признаете это?О: — Контрреволюционной агитацией я не занималсяи клеветнические слухи не распространял.В: — Следствие уличает Вас во лжи, так как мы располагаем материалами, изобличающими Вас в контрреволюционной деятельности…О: — Повторяю, что я, Ноздрин, контрреволюционной агитацией не занимался.В: — Обвиняемый Ноздрин, Вам предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 ч. II УК РСФСР. Признаете себя виновным?О: — Виновным себя не признаю.Не признали себя виновными также Ворожейкин, Мартынов, Бурнаев, Резачкина и Фомина.Из бумаг, изъятых при обыске у протоиерея Ноздрина:Куйбышевский епархиальный Архиерей.Ириней, Архиепископ Куйбышевский, 31 августа 1936 года.Причту церкви с. Красные Ключи Подбельского района.В случае обращения к Вам безместных, безприходных священников с просьбой о снабжении их Святыми Дарами или св. миром прошу иметь в виду следующее: каждый священник по существующим законам может исполнять свои священнические обязанности только после должной регистрации его местной гражданской властью, без чего всякое совершение церковных треб и обрядов в домах должно рассматриваться как тайное, нелегальное, подпольное. Поэтому приходской священник, снабжающий безприходных священников для их тайного, нелегального служения св. миром или Св. Дарами, может оказаться невольно соучастником их недозволенных деяний и подлежит вместе с ними законной ответственности.Во избежание всяких могущих быть неприятных и нежелательных последствий прошу Вас при обращении к Вам безприходных, безместных священников, соблюдать всяческую осмотрительность и ни в коем случае не снабжать их ни Св. Дарами, ни св. миром.Ириней. 10 ноября 1936 года священнику церкви с. Красные Ключи Подбельского районаСтефану Ноздрину.По имеющимся у меня сведениям в Подбельском районе, возле с. Красные Ключи, священники Василий Рябов и Федотов, не состоящие у меня на учете, тайно в домах верующих по деревням служат различные церковные требы и обряды. Не говоря уже о том, что всякое тайное служение нелегальных, нерегистрированных священников противозаконно и недопустимо, оно сомнительно и с точки зрения церковной, так как не известно, где и у кого они берут Св. Дары и св. миро, значит, возникает вопрос о подлинности этих святынь. Нахожу нужным названных священников, Рябова и Федотова, запретить в священнослужении, а Вас прошу им об этом объявить. Также прошу о появлении подобных подозрительных священников ставить меня в известность.Ириней, архиепископ Куйбышевский.Из следственного дела:Ноздрин: рост средний; телосложение среднее, цвет глаз карий, цвет волос черный, нос прямой. Расстрелян 29 декабря 1937 года в Куйбышеве.Ворожейкин: рост средний, нос, уши и губы — нормальные, глаза серые, волосы седые. Расстрелян 17 февраля 1938 года в Куйбышеве.Мартынов Николай Андреевич расстрелян 17 февраля 1938 года в Куйбышеве.Бурнаев Анисим Иванович осужден на 10 лет концлагерей, умер в заключении.Фомина Мария Яковлевна осуждена на 10 лет концлагерей.

Начальнику спецотдела "А" КГБпри Совете Министров СССРот Ноздриной Марии Никифоровны.

ЖалобаМой муж, Ноздрин Степан Леонтьевич, в 1937 году был взят по линии МВД, как потом я узнала, что он был осужден на 10 лет без права переписки (под этой обтекаемой формулировкой на языке чекистов значилось: расстрел! — А. Ж.). Других сведений я о своем муже не имею. Прошу Вас не посчитать за труд сообщить мне, жив ли он? Если он жив, то — его местонахождение. Если он умер, то выслать мне свидетельство о его смерти, кроме того, прошу сообщить мне, подлежит ли он реабилитации, если подлежит, то прошу выслать об этом документ. 08.08.1960 г.

г. Москва. Председателю ПрезидиумаВерховного Совета СССРКлименту Ефремовичу Ворошиловуот гражданки Брянцевой Евгении Степановны.

ЖалобаВ 1937 году, 11 декабря, был забран органами НКВД из с. Красные Ключи мой отец, священник НоздринСтепан Леонтьевич. Прошло несколько времени, я сделала запрос, мне ответили: "Ваш отец посажен на 10 лет без права переписки и отправлен в северные районы для отбытия наказания. Пройдет 10 лет, можете сверяться о его здоровье". Во время отбытия наказания староста и сторожиха умерли. В 1947 году монашка просидела 10 лет, пришла и говорит: "Даже не знаю, за что я сидела". В 1947 году я сделала запрос. Мне ответили точно так же, как и в первый раз. Потом я делала запрос еще раза три, где спрашивала, жив или нет мой отец, так как срок давно прошел, не 10, а 15 лет просидел. Вот нас пятеро детей, и всем нам хочется знать, жив он или нет, и с каждым днем, с каждой минутой ждем его домой.Я Вас прошу, тов. Ворошилов, как отца и как лучшего соратника тов. Сталина, как избранника народа, помогите мне разыскать моего отца. Он уже престарелый, нам хотелось бы встретиться с ним, посмотрел бы он на нас, а мы на него. Я надеюсь, тов. Ворошилов, что Вы мне поможете в розыске отца, а мы еще честнее, не жалея сил и здоровья, будем работать на благо нашей любимой родины. 19. 04.53 г.

Допрос Осипова М.Ф. 17 декабря 1960 года: Первая моя жена, умершая в 1935 году, была верующей и даже состояла в церковном активе. Она даже ездила в Москву к М. И. Калинину за разрешением не закрывать в нашем селе церковь и получила такое разрешение. Но я на церковников был зол за то, что они одурманили мою жену и она совсем меня не слушала, а еще и потому, что, когда она была при смерти, священник нашей церкви Ноздрин все ее уговаривал, чтобы она все свои сбережения пожертвовала церкви…. Вообще я должен сказать, что мой рассказ на допросе 1937 года следователем приукрашен. Я не говорил и не мог говорить, что церковники создали контрреволюционную группу, что якобы они проводили агитацию против советской власти и против колхозов. Эти слова не мои, и я о наличии контрреволюционной группы при церкви ничего не знал и не знаю. Но что церковники, возглавляемые Ноздриным, старались побольше привлечь народа к церкви — это правильно, и это я подтверждаю.ПРОТОКОЛ. П. Подбельск, 8 декабря 1960 года.Я, следователь следственного отдела Управления КГБ по Куйбышевской области старший лейтенант П., установил, что ранее допрашиваемый по делу Ноздрина и других свидетель Кувшинов С. Ф., 1898 года рождения, тяжело болен и к передвижению не способен, прибыл к нему на квартиру в целях допроса в качестве свидетеля. Кувшинов С.Ф. оказался болен в результате удара паралича, ввиду чего передвижение его ограниченно, речь непонятна и слабо слышится. Ему было предложено прочесть показания, которые он давал на допросе 9 декабря 1937 года. После прочтения упомянутого протокола Кувшинов С.Ф. утвердительно пояснил, что все написанное в протоколе он подтверждает, а Ноздрина вспомнил. Он мимикой пояснил, что он свои показания подтверждает, так как в 1937 году показывал именно то, что ему было известно."Страшно впасть в руки Бога Живаго…"

Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru