Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Область таинственного

Эти письма супругов Евгения и Татьяны Муравлевых, возможно, смутят кого-то из читателей. Ведь здесь мы касаемся очень тонкой сферы, «области таинственного», о чем можно говорить лишь прикровенно, на языке символов и намеков. И далеко не каждый может и должен это вместить. Но следует помнить о том, что, во-первых, схимонахиня Мария человек особый, Божья избранница, еще при жизни своей принадлежавшая Горнему миру более, чем дольнему. А во-вторых, Евгений Муравлев, Православный журналист, в то время работавший в Курской епархии, хорошо знал матушку Марию, часто обращался к ней за советом и помощью, сам молился о ней и просил ее молитв... Вот и пришла она к нему в дом сказать «прощай» на сороковой день после своей праведной кончины...

Я решил опубликовать оба письма, не столько повторяющие, сколько дополняющие одно другое.

...Я был в Оптиной пустыни, когда там жила схимонахиня Мария. Она сидела в храме, к ней не пускали, и я не решился подойти к ней вплотную, но на расстоянии нескольких шагов мысленно обратился к ней с просьбой, чтобы Господь послал жену моему в то время лучшему другу. Я был почти уверен, что она слышит мою просьбу.

Вскоре мой друг женился.

На сороковой день после кончины схимонахини Марии к нам в дом пришла матушка, жена одного курского священника. Она принесла с собой в подарок хрустящую соломку и яблоки. Соломки поначалу показались мне свечами... Ни до того, ни после в нашем доме ни разу не были жены батюшек; эта, пришедшая на сороковой день со дня смерти схимонахини Марии, оказалась первой и до настоящего времени последней. И - о, чудо! - она привела с собой (как бы случайно) жену моего теперь уже бывшего друга, которая так же ни до, ни после того дня у нас не бывала и вряд ли будет еще когда... После их ухода, когда «свечи» вдруг оказались сладкой соломкой и мы с женой помянули «за упокой» великую старицу схимонахиню Марию, я понял все: ведь это же сама Мария Ивановна Матукасова духовно явилась мне под видом (выражение не совсем точное, ниже я скажу, почему – А.Ж.) жены священника, которая, конечно же, и не догадывалась ни о чем таинственном, не ведала тайного смысла своего посещения нашего дома и даже не знала о том, что в этот сороковой день после своей смерти схимонахиня Мария прощалась, быть может, с тем, чью просьбу она исполнила. Она привела с собой в мой дом жену моего бывшего друга, об удачной женитьбе которого я просил ее в Оптиной... И как бы сказала мне этим: вот, Господь сотворил то, о чем ты просил меня, но... о том ли надо было тебе просить?

Мы с женой помянули блаженную «сладкой соломкой». Я чувствовал себя в тот вечер очень счастливо.

Евгений Муравлев, г. Курск.

Я хочу рассказать о духовном визите к нам схимонахини Марии на 40 день по ее упокоении.

Живем мы с мужем на краю города, и, хотя муж является епархиальным служащим, дома у нас до этого случая никого из работников епархии не было. Адреса нашего там не знали.

Был вечер, 8 или 9 часов. Время кормления и отхода ко сну нашего месячного сынишки. Раздался звонок в дверь. Мы в это время никого не ждали. Оказалось, это жена знакомого священника матушка К. Они живут в полутора часах езды от нашего города. Мы были крайне удивлены таким неожиданным визитом. Матушка была почему-то вся в черном, траурном, а за ней вошла раба Божия Т., жена нашего друга семьи, которая и помогла найти матушке дорогу к нам, хотя они раньше никогда не общались. С этого момента я буду вести параллельное описание дальнейших событий, сообразуя их с личностью схимонахини Марии. Позднее мы с мужем поняли, что матушка Мария привела к нам «плод» своей молитвы: года три назад, будучи в Оптиной пустыни, муж хотел просить у старицы молитв о лучшем друге, чтобы Господь послал ему жену. Но так как к Марии Ивановне в то время не пускали, то он попросил ее об этом мысленно, с верой, что она его просьбу услышит. Он находился в нескольких шагах от нее. В 1999 году его друг венчался с рабой Божией Т. И вот, на сороковой день после своей смерти, старица привела «ответ» на его просьбу рабу Божию Т.

Почти с порога матушка стала говорить слова, показавшиеся мне неожиданными и странными: «Что случилось с твоими волосами? Такие красивые были волосы... Что случилось с твоими волосами?» Что подразумевала она, задавая мне этот вопрос, я до сих пор точно не могу понять. Видимо, раньше я была «красивей» для Бога. Я по-мирскому стала ей что-то отвечать...

Матушка К. в тот вечер казалась нам необычной, не такой, какой мы ее знаем в жизни - быстрой, живой... Теперь она говорила медленно, спокойно. Без эмоций и с внутренней твердостью по-старчески. Внешне она выглядела заторможенной. Такое состояние можно иногда наблюдать либо у больного, либо у очень уставшего, старого, немощного человека. Матушка смотрела больше в пол, как бы пребывая «в себе». Она прошла в комнату, выложила на стол, как нам показалось, пакет со свечами, которые оказались хлебной соломкой, пряники и яблоки. К слову сказать, у нас в тот момент дома не было даже сахара, про хлеб не говорю, так как точно не помню. Так что и помянуть-то матушку было нечем. Старица и об этом позаботилась.

Земная цель визита к нам матушки К. была довольно простая - просмотреть церковные фотографии для готовящейся к печати книги.

Опишу ту часть нашего разговора, которая осталась в памяти.

– Матушка, что-то случилось у вас?

– Да, я сейчас себя плохо чувствую, у нас очень большое горе случилось: ребенок умер, выкидыш на третьем месяце беременности. До сих пор в шоке, не могу отойти. Все время на успокоительных, плохо все воспринимаю, заторможенная.

Этой-то заторможенностью и передавалась величественная, степенная, старческая манера разговора матушки Марии. И горе матушки К. послужило к облачению ее в траурную черную одежду, подходящую к сороковому дню поминания и монашескому облику схимницы.

Матушка стала рассматривать иконы:

– Много у вас икон. Это хорошо. Николай Чудотворец...

В нашей семье Святитель Николай небесный «патрон» мужа в делах церковных. Я вставляю свои слова:

– А вот, матушка, другая икона...

Ничего мне не отвечая, как бы даже и не слыша, спокойно повторяет:

– Николай Чудотворец... Ему надо молиться... Много очень у вас иконочек Царя Николая II, Царственных Мучеников. Собираются их канонизировать...

Перекрестясь, берет икону Царя-Мученика, целует: «Красивый, красивый» (эти слова часто повторяла схимонахиня Мария – А.Ж.).Ставит икону на место (в то время Царь еще не был канонизирован!).

– Божия Матерь «Млекопитательница»...

– Матерь Божия мне в родах помогла, – говорю я.

– Да, это Она тебе помогла и еще раз поможет, а перед иконой Божией Матери «Млекопитательница» молись, и молоко будет у тебя.

Действительно, несколько лет назад мой духовный отец, прозорливый старец-схимник, благословил нас «иметь наследника и наследницу». А молоко, хотя я и слаба здоровьем, у меня, слава Богу, было до восьми месяцев.

Она стала торопиться: «Поздно уже, домой долго ехать. Да и муж не знает, что к вам пошла».

Перед уходом матушка подошла к детской кроватке, перекрестила нашего спящего сынишку и утвердительно сказала:

– Поправится, будет здоров.

Ушли они тихо, спокойно, мирно... Осталось благодатное умилительное чувство. А через пять минут раздался опять звонок в дверь. Это был отец Е. с другим батюшкой. Он пришел за женой... А так как к нам духовно приходила Старица, то за ней он прийти не мог, потому схимонахиня Мария ушла от нас на 5 минут раньше.

Ночью, с молитвами, пили мы чай с соломкой и пряниками, постепенно проникая в приоткрывшуюся тайну Божию...

Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей схимонахини Марии и святыми ее молитвами прости согрешения наши...

Татьяна Муравлева, г. Курск.

Мне же только остается добавить, что в этот день в семье Муравлевых произошло еще одно чудо. Предыстория его такова. За полгода до смерти матушки Марии Евгений прислал мне в Самару почтой небольшую икону Курскую-Коренную «Знамение» Божией Матери для схимонахини Марии. Ему же эту икону передал один монах, насельник Курской Коренной пустыни специально для схимонахини Марии. Евгений надеялся, что я раньше него увижусь с матушкой Марией, и переправил икону мне. Я хотел отдать икону старице, как только она приедет в Самару. Но в Самару она больше не приехала...

После смерти матушки икона так и осталась у меня, и я решил ее отдать прежнему владельцу. Сказал по телефону об этом Евгению. Он ответил, что возьмет у меня икону во время нашей с ним встречи в Москве в марте 2000 года. Но я, собираясь в дорогу, икону эту забыл дома... Но, оказалось, Евгений от этого ничуть не расстроился, напротив, сказал, чтобы я эту икону оставил у себя. Оказалось, что матушка... все же взяла предназначавшуюся ей икону!

- У меня была точно такая же икона Курская-Коренная «Знамение» Божией Матери, - рассказал мне Евгений Муравлев. - И вот во время своего духовного визита к нам в дом схимонахиня Мария «руками» матушки К. взяла эту икону и унесла с собой. Причем никакого «разумного» объяснения своему поступку не сделала.... Увидела, взяла как берут то, что принадлежит им по праву... Я понял, что это блаженная старица приняла дар...

Так и осталась у меня та икона Божией Матери в память о еще одном чуде старицы Марии.

Теперь о «визите». Я думаю, что хотя такие случаи почти не встречаются в духовной литературе, действительно состоялся духовный визит старицы Марии. Матушка К., полностью оставаясь «собой», как бы «сыграла роль» схимонахини Марии, впрочем, вполне безсознательно. Вот почему выражение «под видом» не совсем точно и верно: явление старицы носило исключительно духовный характер, а реально пришла к ним лишь матушка К., которая говорила то, что ей «велела» старица. Вела себя так, как вела бы себя старица и так далее. Такое явление еще более удивительно, чем то же чудесное, но все же достаточно известное из святоотеческой литературы явление усопших живым. Почему именно так решила напомнить о себе на сороковой день старица? Это никому не известно. Но можно предположить, что по своему глубокому смирению и... по нашей греховности. Ибо кто из нас достоин видеть явные чудеса? Вот почему истинные чудеса Божии творятся чаще всего прикровенно.

Но это, как я уже сказал, из «области таинственного», области, приоткрытой даже в малой мере далеко не для каждого из нас...

101




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru